Урок русского языка в 3 классе. Тема: Род имён существительных
Цели: познакомить с грамматическим признаком имён существительных — родом; формировать умения согласовывать прилагательные с существительными, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных; развивать логическое мышление, речь, умение в определении рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности.
Оборудование: учебник русского языка, индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Минутка чистописания.
1. Письмо букв.
к II н II к II н
2. Письмо предложения.
Сказка — ложь, да в ней намёк…
Учитель ведёт показ написания букв и соединений, комментируя выполнение.
III. Этап подготовки к восприятию нового материала.
— Начнем мы урок со сказки.
Учитель читает сказку.
Как у существительных род появился
В замке жили слова — существительные. Они были сначала все очень похожими. Да такими похожими, что даже королева их путала.
Однажды королева издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден. Срок на выполнение — месяц».
Жили в другом королевстве умные муж и жена. Прибыли они в королевство и принялись за работу. Решили они слова поделить между собой.
Прошел месяц. Пришла королева к ним. Женщина сказала королеве, какие слова она забрала. Мужчина сказал, какие он забрал. Вот некоторые из них.
Учитель демонстрирует учащимся таблички-слова:
— А остальные остались ничьи.
Учитель демонстрирует таблички-слова:
— Так слова-существительные были поделены на три группы.
Почему женщина забрала эти слова? Мужчина? А какие слова в 3-й группе? (Потому что эти слова можно заменить словами она, он, оно.)
— У нас получились 3 группы слов. Каждая группа имен существительных относится к определенному роду. Давайте попробуем дать название каждой группе слов. Для слов, которые забрала женщина, какое название рода подходит? (Женский.) А для слов, которые забрал мужчина? (Мужской.)
Учитель над табличками крепит надписи-обозначения: «Ж. р.», «М. р.», «Ср.р.».
— Род — грамматический признак имени существительного.
— Есть 4 страны, в языке которых нет понятия рода: Англия, Армения, Узбекистан, Татарстан.
— Над какой темой мы будем работать на уроке?
Ответы учащихся.
— Для чего нужно изучать род существительных?
Ответы учащихся.
— Как вы думаете, как определить род существительных?
Ответы учащихся.
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действия.
1. Работа над правилом.
— К именам существительным женского рода можно подставить сочетание слов «она — моя»; к именам существительным мужского рода можно подставить сочетание слов «он — мой», к именам существительным среднего рода можно подставить сочетание слов «оно — моё».
— Есть стихотворная форма этого правила (правило написано на доске).
Женский род запомню я
И скажу: «Она — моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он — мой».
Средний род: «Оно — моё!»
Это правило твоё!
— Перечислите слова-названия предметов ж. р., м. р., ср. р, которые находятся в классе.
Ответы учащихся.
2. Работа с текстом.
Текст записан на доске.
Учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением дятла.
На дерево сел дятел. Спинка черная. На голове красное пятно. На крыле белая полоска. Весь пестрый, поэтому пестрым дятлом и назвали.
— Запишите в 3 столбика слова из текста.
Текст у каждого ученика находится на парте. Один из учащихся читает предложения и определяет род существительных.
V. Этап первичной проверки понимания изученного.
1. Самостоятельная работа.
Учитель раздаёт листы с представленными заданиями для каждого ученика.
Взаимопроверка. Правильные ответы учитель вывешивает на доске.
I вариант
• Определите род имён существительных.
II вариант
• Подчеркните имена существительные среднего рода.
Ласка, клей, ручка, воля, карандаш, окно, зерно, лист, дом, слово.
III вариант
• Подчеркните одной чертой имена существительные женского рода, двумя чертами — имена существительные мужского рода.
— Кто выполнил без ошибок? Поставьте на полях в тетради знак «+».
Пальчиковая гимнастика
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения: сжимание — разжимание кулачков.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём
И опять писать начнём.
2. Фронтальная работа.
На доске записаны слова:
— К какой части речи относятся слова в левом столбике? (Имена существительные.)
— Определите род. (Лес — м. р., дорога -ж. р., озеро — ср. р.)
— К какой части речи относятся слова правого столбика? (Имена прилагательные.)
— Что обозначает прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета.)
— На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какое? Какая? Какие?)
— Правильно записаны словосочетания? (Нет.)
— Как записать правильно? Соедините линией имена существительные и соответствующие им имена прилагательные.
Чтение правила:
Имена прилагательные стоят в том же роде, числе, падеже, что и имена существительные.
3. Словарная работа.
1) Игра «Угадай предмет».
— Я называю прилагательные, а вы называете предмет, который описан, и определяете его род. Имена существительные запишите в тетрадь.
• Высокая, стройная, белоствольная — … (берёза).
• Полосатый, сладкий, красный — … (арбуз).
• Подземное, быстрое — … (метро).
2) Работа над словосочетаниями.
— Я называю слово существительное, а вы подбираете к нему прилагательные. Запишите словосочетания и определите род.
Яблоко (какое?) …, … (красное, сладкое, круглое, крупное).
Лисица (какая?) …, … (рыжая, пушистая, хитрая).
— Запишите словосочетания, дописав окончания прилагательных.
Молоко вкусн.. (-ое).
Сосна высок., (-ая).
Ветер сильн.. (-ый).
VI. Этап контроля знаний учащихся.
Дифференцированная работа.
1-я группа — определить род существительных.
Резинка, журнал, сердце, поезд, ведро, ветка, бумага небо.
2-я группа — дописать имена существительные, определить род.
Цветная …, … .
Вкусное …, … .
Красивый …, … .
Широкий …, … .
Узкая …, … .
3-я группа — дописать окончание прилагательных и определить род существительных.
Рыженьк.. белочка (…).
Сер.. волк (…).
Высок.. дерево (…).
Холоди.. вода (…).
Мягк.. диван (…).
Проверка.
3-я группа. Рыженькая белочка (ж. р.). Серый волк (м. р.). Высокое дерево (ср. р.). Холодная вода (ж. р.). Мягкий диван (м. р.).
VII. Итог урока.
— Что узнали нового на уроке?
— В начале урока мы отвечали на вопрос «Зачем надо знать РОД?». А как бы вы сейчас ответили на него?
— Как определить род существительного?
VIII. Рефлексия.
— Скоро Новый год. Принято наряжать ёлку и зажигать на ней огоньки, мы их сейчас зажжём:
• Красные — «Хочу знать больше».
• Оранжевые — «Хорошо, но могу лучше».
• Синие — «Пока испытываю трудности».
Учащиеся крепят бумажные кружки на изображение ёлки.
Домашнее задание: выписать из текста художественного произведения 5 имён существительных ж. р., м. р., ср. р; выучить правило.