Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России

Поделиться:

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Род имён существительных

Цели: познакомить с грамматическим признаком имён существительных — родом; формировать умения согласовывать прилагательные с существительными, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных; развивать логическое мышление, речь, умение в определении рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности.

Оборудование: учебник русского языка, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Минутка чистописания.

1. Письмо букв.

к II н II к II н

2. Письмо предложения.

Сказка — ложь, да в ней намёк…

Учитель ведёт показ написания букв и соединений, комментируя выполнение.

III. Этап подготовки к восприятию нового материала.

— Начнем мы урок со сказки.

Учитель читает сказку.

Как у существительных род появился

В замке жили слова — существительные. Они были сначала все очень похожими. Да такими похожими, что даже королева их путала.

Однажды королева издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден. Срок на выполнение — месяц».

Жили в другом королевстве умные муж и жена. Прибыли они в королевство и принялись за работу. Решили они слова поделить между собой.

Прошел месяц. Пришла королева к ним. Женщина сказала королеве, какие слова она забрала. Мужчина сказал, какие он забрал. Вот некоторые из них.

Учитель демонстрирует учащимся таблички-слова:

Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России

— А остальные остались ничьи.

Учитель демонстрирует таблички-слова:

Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России

— Так слова-существительные были поделены на три группы.

Почему женщина забрала эти слова? Мужчина? А какие слова в 3-й группе? (Потому что эти слова можно заменить словами она, он, оно.)

— У нас получились 3 группы слов. Каждая группа имен существительных относится к определенному роду. Давайте попробуем дать название каждой группе слов. Для слов, которые забрала женщина, какое название рода подходит? (Женский.) А для слов, которые забрал мужчина? (Мужской.)

Учитель над табличками крепит надписи-обозначения: «Ж. р.», «М. р.», «Ср.р.».

— Род — грамматический признак имени существительного.

— Есть 4 страны, в языке которых нет понятия рода: Англия, Армения, Узбекистан, Татарстан.

— Над какой темой мы будем работать на уроке?

Ответы учащихся.

— Для чего нужно изучать род существительных?

Ответы учащихся.

— Как вы думаете, как определить род существительных?

Ответы учащихся.

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действия.

1. Работа над правилом.

— К именам существительным женского рода можно подставить сочетание слов «она — моя»; к именам существительным мужского рода можно подставить сочетание слов «он — мой», к именам существительным среднего рода можно подставить сочетание слов «оно — моё».

— Есть стихотворная форма этого правила (правило написано на доске).

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно — моё!»

Это правило твоё!

— Перечислите слова-названия предметов ж. р., м. р., ср. р, которые находятся в классе.

Ответы учащихся.

2. Работа с текстом.

Текст записан на доске.

Учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением дятла.

На дерево сел дятел. Спинка черная. На голове красное пятно. На крыле белая полоска. Весь пестрый, поэтому пестрым дятлом и назвали.

— Запишите в 3 столбика слова из текста.

Текст у каждого ученика находится на парте. Один из учащихся читает предложения и определяет род существительных.

V. Этап первичной проверки понимания изученного.

1. Самостоятельная работа.

Учитель раздаёт листы с представленными заданиями для каждого ученика.

Взаимопроверка. Правильные ответы учитель вывешивает на доске.

I вариант

• Определите род имён существительных.

Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России

II вариант

• Подчеркните имена существительные среднего рода.

Ласка, клей, ручка, воля, карандаш, окно, зерно, лист, дом, слово.

III вариант

• Подчеркните одной чертой имена существительные женского рода, двумя чертами — имена существительные мужского рода.

Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России

— Кто выполнил без ошибок? Поставьте на полях в тетради знак «+».

Пальчиковая гимнастика

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения: сжимание — разжимание кулачков.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём

И опять писать начнём.

2. Фронтальная работа.

На доске записаны слова:

Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России

— К какой части речи относятся слова в левом столбике? (Имена существительные.)

— Определите род. (Лес — м. р., дорога -ж. р., озеро — ср. р.)

— К какой части речи относятся слова правого столбика? (Имена прилагательные.)

— Что обозначает прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета.)

— На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какое? Какая? Какие?)

— Правильно записаны словосочетания? (Нет.)

— Как записать правильно? Соедините линией имена существительные и соответствующие им имена прилагательные.

Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России

Чтение правила:

Имена прилагательные стоят в том же роде, числе, падеже, что и имена существительные.

3. Словарная работа.

1) Игра «Угадай предмет».

— Я называю прилагательные, а вы называете предмет, который описан, и определяете его род. Имена существительные запишите в тетрадь.

• Высокая, стройная, белоствольная — … (берёза).

• Полосатый, сладкий, красный — … (арбуз).

• Подземное, быстрое — … (метро).

2) Работа над словосочетаниями.

— Я называю слово существительное, а вы подбираете к нему прилагательные. Запишите словосочетания и определите род.

Яблоко (какое?) …, … (красное, сладкое, круглое, крупное).

Лисица (какая?) …, … (рыжая, пушистая, хитрая).

— Запишите словосочетания, дописав окончания прилагательных.

Молоко вкусн.. (-ое).

Сосна высок., (-ая).

Ветер сильн.. (-ый).

VI. Этап контроля знаний учащихся.

Дифференцированная работа.

1-я группа — определить род существительных.

Резинка, журнал, сердце, поезд, ведро, ветка, бумага небо.

2-я группа — дописать имена существительные, определить род.

Цветная …, … .

Вкусное …, … .

Красивый …, … .

Широкий …, … .

Узкая …, … .

3-я группа — дописать окончание прилагательных и определить род существительных.

Рыженьк.. белочка (…).

Сер.. волк (…).

Высок.. дерево (…).

Холоди.. вода (…).

Мягк.. диван (…).

Проверка.

Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России

3-я группа. Рыженькая белочка (ж. р.). Серый волк (м. р.). Высокое дерево (ср. р.). Холодная вода (ж. р.). Мягкий диван (м. р.).

VII. Итог урока.

— Что узнали нового на уроке?

— В начале урока мы отвечали на вопрос «Зачем надо знать РОД?». А как бы вы сейчас ответили на него?

— Как определить род существительного?

VIII. Рефлексия.

— Скоро Новый год. Принято наряжать ёлку и зажигать на ней огоньки, мы их сейчас зажжём:

• Красные — «Хочу знать больше».

• Оранжевые — «Хорошо, но могу лучше».

• Синие — «Пока испытываю трудности».

Учащиеся крепят бумажные кружки на изображение ёлки.

Домашнее задание: выписать из текста художественного произведения 5 имён существительных ж. р., м. р., ср. р; выучить правило.