Автор: Рудакова Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 62 г. Нижнего Новгорода
Программа: традиционная
Автор учебника: Т. Г. Рамзаева
Возраст детей: учащиеся 2 класса
Тема урока: Обобщение знаний о частях речи
Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о частях речи.
Задачи:
Образовательные
1. Продолжить формировать умения распознавать части речи по двум признакам: по вопросу и по лексическому значению слова.
2. Продолжить формировать умения изменять форму частей речи по числам и определять их число.
3. Продолжить формировать умения разбирать предложение по членам предложения и определять роль частей речи в предложении.
4. Продолжить формировать навык грамотного письма
5. Продолжить формировать каллиграфический навык учащихся.
Развивающие
1. Создать условия для активизации речевой деятельности учащихся и продолжать развивать правильную связную речь учащихся при работе со словосочетанием, предложением и текстом.
2. Развивать мышление детей, учить анализировать предложенный языковой материал, выделять главное, сравнивать, делать обобщение и систематизировать.
3. Развивать умение выделять проблему и разрешать её.
4. Осуществлять развитие сенсорной сферы, глазомера на этапе чистописания.
5. Продолжать развивать мелкую моторику мышц.
Воспитательные
Продолжить формировать в детях потребность к бережному, трепетному отношению к животному миру, желание помогать нашим меньшим братьям в трудную для них минуту.
Ход урока:
Организационный этап. Мотивация.
Учащиеся распределены в три группы по уровню развития и сформированности у них учебных навыков.
— Садимся. Проверяем посадку. Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.
— Сегодня на нашем уроке гости. Догадайтесь, кто они?
— Каждый год мы к вам летим,
Зимовать у вас хотим.
И краснеет впереди
Яркий галстук на груди. (Снегири)
— Снегири сегодня сели к вам, ребята. (1группа)
— Что за птичка невеличка
Любит сало и пшеничку? (Синица)
— Синичка прилетела к вам, ребята. (2 группа)
— Чик-чирик!
К зёрнышкам — прыг!
Клюй, не робей.
Кто это? (Воробей)
— А воробей сел на ваш стол, ребята. (3 группа)
— Птицы наши друзья и они помогут нам сегодня справиться со всеми заданиями. Они принесли с собой карточки помощи. Ну, а мы покажем, что знаем и что умеем делать на уроках русского языка, покажем как хорошо и активно умеем работать.
Чистописание.
1) – Зимой на чистом белом снегу птицы рисуют разные узоры, некоторые из них похожи на буквы. Вот они.
На доске написаны письменным шрифтом буквы и сочетания букв для чистописания:
и й ц
рими еййй иииц
В соединениях букв допущены следующие ошибки:
— буквы и-м написаны без нижнего соединения;
— между буквами е-й очень длинная соединительная линия;
— неправильно соединяются между собой буквы и-ц.
— Назовите эти буквы (и,й,ц).
— Какой элемент у них является общим? (Короткая наклонная линия с закруглением внизу – крючок)
— Что будем отрабатывать при написании букв? (Наклон элементов, ширину букв)
— Запишите 2 раза каждую букву на первой строке тетради.
— А теперь прочитайте сочетания букв (рими, еййй, иииц).
— Кто затруднялся в прочтении этих сочетаний? Почему? (В соединении букв допущены ошибки)
— Запишем все сочетания букв в тетрадях правильно, исправив ошибки в соединениях.
— Вас ребята (1 группа), снегири просят найти и исправить ошибки самим.
— Для вас, ребята (2,3 группы), синички и воробьи принесли карточки помощи № 1.
— Вы (3 группа) выберите правильные соединения на карточке и запишите их в тетрадь.
-А вы (2 группа) исправите подчёркнутые ошибки в соединении букв и запишите их правильно.
2) –Проверьте друг друга в парах.
Сообщение темы и цели урока.
Когда наши гости – птицы летели, они рассыпали слова, которые должны стоять в таблице в определённом порядке, а у некоторых слов выпали буквы.
На доске открывается запись:
сн…г…ри, в…сёлый, хв…тает
кр…сногрудые, под…ёт, с…ница, мал…нькая
в…р…бей, уг…щаются
— Прочитайте слова.
— Какие буквы должны в них стоять, объясните. Работаем с сигнальными карточками (Кто согласен с объяснением – поднимает красную карточку. Кто не согласен поднимает синюю карточку, а потом объясняет своё несогласие).
— А теперь восстановим порядок слов. Для этого вы должны подумать, на какие группы можно разбить эти слова (На части речи).
— Правильно, сегодня ещё раз вспомним, с какими частями мы речи знакомы и обобщим накопленные знания о частях речи в таблице.
— Тема нашего урока: Обобщение знаний о частях речи.
Обобщение знаний о частях речи:
1) Распознавание частей речи
— Ещё раз посмотрите на рассыпавшиеся слова, к каким частям речи они относятся? (Здесь есть имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
— Выставим название частей речи в таблицу.
— Как можно отличить одну часть речи от другой? (По вопросу и по тому, что называет слово).
— Вспомним, что называют имена существительные и, на какие вопросы они отвечают.
— Вспомним, что называют имена прилагательные и, на какие вопросы они отвечают.
— Вспомним, что называют глаголы и, на какие вопросы они отвечают.
Постепенно по ходу ответов учащихся заполняется таблица.
— Теперь вы готовы восстановить порядок слов в таблице:
— вы ребята, (2 группа) самостоятельно расставите слова в таблицу;
— вы ребята, (1 группа) не только выполните работу самостоятельно, но и допишите свои слова в каждую группу;
— вам ребята, воробышки принесли карточку помощи №2.
— Проверим выполненную работу, прочитав слова по частям речи. Работаем с сигнальными карточками. (Слова вслух зачитывают учащиеся 3 группы, остальные дети сверяются с ними. Потом ученики из 1 группы прочитывают, какие слова они добавили в таблицу).
2) Изменение частей речи по числам
— Среди слов каждой части речи 1 слово оказалось лишним. Найдите это слово и объясните, почему оно лишнее. (У имён существительных лишнее слово – «снегири», у имён прилагательных лишнее слово – «красногрудые», у глаголов лишнее слово – «угощаются». Все они стоят во множественном числе).
-Как вы определяете число имён существительных, имён прилагательных, глаголов? (По значению).
Ответы учащихся фиксируются в обобщающей таблице.
-Запишем «лишние слова» в тетрадь. Укажем их число. Измените форму «лишних слов», поставив их в форму единственного числа, запишем в тетрадь.
-Кто обратил внимание, какая часть слова изменилась при изменении его формы? (Окончание)
— Выделите окончания в словах.
Результат наблюдения фиксируется в обобщающей таблице.
3) Физминутка:
Покормим птиц. Представьте, что вы крошите хлеб.
Представьте, что вы вешаете кормушки высоко на дерево.
Представьте, что вы срываете высоко ягоды и кладёте их в кормушки.
Покажите, как будут птички клевать крошки и ягоды.
4) Роль частей речи в предложении.
На доске записаны слова:
друзья, беде, настоящие, познаётся
— Прочитайте слова и составьте из них известную пословицу.
— Что делали, чтобы восстановить пословицу? (изменили порядок слов и изменили форму слова «познаётся», поставив его в форму множественного числа)
— Какое слово добавили? (в)
— Какой частью речи является это слово? (Это предлог).
Результат заносится в таблицу.
— Что вы знаете о предлогах, для чего они служат? (Предлоги служат для связи слов в предложении и словосочетании).
Результат заносится в обобщающую таблицу.
— Запишем пословицу в тетрадь с комментированием встретившихся орфограмм.
На доске: Три разные, но очень похожие схемы к предложению (в схемах обозначены, какие члены предложения входят в состав предложений):
1 схема: подлежащее, определение, сказуемое, дополнение;
2 схема: определение подлежащее, сказуемое, дополнение;
3 схема: определение, подлежащее, сказуемое, определение.
— Какая схема соответствует нашему предложению? (вторая)
— Как это проверить? (Разберём записанное предложение по членам и соотнесём со схемой на доске).
— Над словами укажите, какой частью речи они являются.
— Продолжим обобщать знания о частях речи в таблице. Указав, каким членом предложения чаще всего бывают имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
— Почему вы ничего не сказали о предлоге? (Предлог не является членом предложения).
Использование обобщённых знаний о частях речи в творческой работе.
— Пословица является названием рассказа.
— Как вы думаете, о ком или о чём будет рассказ? (О друзьях, о дружбе, о помощи в беде).
— Можем ли мы быть друзьями птиц?
— Когда и как мы можем помочь птицам?
— А теперь давайте познакомимся с рассказом:
На доске:
Холодно и голодно птицам зимой. Ребята повесили в парке кормушки. Голодные птицы быстро слетаются к угощению.
Сытые птицы благодарят детей.
— Вам понравился этот рассказ? Почему? (Рассказ очень бедный, неинтересный).
— Дополним рассказ 2-3 предложениями, чтобы он стал интересным.
— В этой работе вам поможет опорная картинка на доске.
— Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё не отражено в рассказе и о чём можно написать?
— Какие птицы прилетели к кормушкам?
— Что клевали снегири, воробьи, синицы?
— Каждой группе птички принесли карточку №3. Рассмотрите её.
— Вам ребята (1 группа), нужно самим придумать и записать пропущенные предложения, используя в них разные части речи.
— Вам ребята (2 группа), нужно восстановить предложения, подставив пропущенные слова нужной части речи.
— Вам ребята (3 группа), нужно вместо вопросов написать подходящие слова.
— Дополнительное задание для тех, кто справится с заданием раньше – указать над словами, какими частями речи они являются, обозначить их число. Выделить окончания.
— Послушаем, какие рассказы у вас получились.
Итог:
— Что дал вам сегодняшний урок?
— Кто сможет составить рассказ об имени существительном, используя обобщающую таблицу?
— Кто сможет составить рассказ об имени прилагательном?
— Кто сможет составить рассказ о глаголе?
— Кто сможет составить рассказ о предлоге?