Автор: Головина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ гимназия № 26, г. Томск
Образовательная программа Л.В. Занкова
Предмет русский язык
Класс 2
Тема: Правописание парных согласных в корне слова
Данной разработкой урока могут воспользоваться педагоги начальных классов, работающие по программе Л.В. Занкова и реализующие ФГОС. В разработке показано, как формируется у детей младшего школьного возраста самооценка и самопроверка по эталону.
Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие/глухие, применять правила правописания.
Умения: различать звонкие и глухие согласные звуки, находить орфограммы в словах, определять место орфограммы в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом.
Оборудование:
1. Учебник русского языка по системе Л.В. Занкова, Издательство «Учебная литература», 2012;
2. Набор сигнальных кругов зеленого, красного, желтого цветов;
3. Раздаточный материал: карточки с текстами SМS, карточки с алгоритмом; карточки с текстом правила;
4. Карты урока для индивидуального оценивания знаний и умений;
5. Компьютерная презентация;
6. Интерактивная доска
Мотивация на учебную деятельность
Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.
(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).
Почему на уроке вспомнили эту пословицу?
Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).
Какую еще пословицу знаете с таким смыслом?
(если учащиеся не догадаются, то на слайде даны пословицы, из которых они должны выбрать правильный ответ:
Работа веселит сердце человека.
Терпенье и труд все перетрут.
Работай до поту — поешь в охоту). (Терпенье и труд все перетрут).
Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда все получится).
Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось. Посмотрите на карту урока. Сегодня вы будете самостоятельно оценивать некоторые задания. Назовите максимальное количество баллов за урок. (10 баллов)
Что мы можем сказать тем ученикам, которые наберут это количество баллов? (Молодцы! Вы хорошо поняли тему урока, раз вы выполнили правильно все задания).
Актуализация знаний
SМS. Что обозначают эти буквы? (Это письмо, сообщение)
Посмотрите на текст SМS.
«Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвозд, сител и приговаривал: лофись, рыбка и мала и велига».
Что видите? (oшибки)
Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить? (Исправить ошибки и понять, от какого сказочного героя SМS)
Над каким умением мы будем сейчас работать?
Как вы поняли это задание? (Учащиеся на сигнальных карточках показывают: Зеленый – все понятно, желтый – сомневаюсь, красный – не понял). Самостоятельно выполняют задание.
Прочитайте сообщение.
От какого героя сказочного СМС? (От волка)
Из какой сказки этот герой? (Иногда название сказки «Лиса и волк», но может встретиться и «Лисичка – сестричка и волк»)
Кто написал эту сказку?(Это русская народная сказка)
Кто помнит сказку? На что жалуется волк? Кто ему посоветовал так сделать? Каким можно его назвать? (Доверчивым)
Плохо быть доверчивым? (Нет, нужно и можно доверять людям, но в то же время не всегда оборачивается это хорошо. Доверять нужно только хорошо знакомым людям)
Посчитайте и укажите в листочке количество ошибок, которые вы нашли в тексте?
Сколько всего ошибок в тексте нашли?
Сравните с соседом найденные ошибки. У кого ошибки полностью совпадают – постройте домик.
Всего в тексте 7 ошибок. Посмотрите на слайд и обведите в кружок те ошибки из этих, которые вы обнаружили самостоятельно.
Оцените свою работу в картах урока. (Ученики фиксируют оценку, т.е. количество баллов в карте урока)
Формулирование темы урока и постановка цели урока
Посмотрите на буквы, где допущены ошибки и скажите, что их объединяет? (Это парные согласные)
Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных в корне слова) Важно ли, что это буква парного согласного в корне слова? (Да. В корне слова орфограмму часто можем проверить).
А если это орфограмма в приставке или в суффиксе? (Значит, написание нужно вспомнить).
Какие цели ставите перед собой? (Научиться узнавать слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой, научиться безошибочно подбирать проверочные слова).
Покажите, как вы поняли, чему вы должны научиться?
Что мы должны очень хорошо по теме «Парные согласные в корне слова»? (Парные согласные)
Напишите эти пары в тетрадь. (Б-п, з-с, г-к, д-т, в-ф, ж-ш).
Проверьте, все ли пары написали (проверка по эталону).
Оцените свою работу. Почему за это задание максимальное количество 6 баллов? (6 баллов, так как 6 парных по звонкости и глухости согласных).
Что мы посоветуем тем ребятам, которые написали не все пары согласных? (Выучить их)
Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).
Физминутка Упражнение «Буратино»
Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.
Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я молодец!»
Работа над парными согласными в сильной позиции
Посмотрите, в каких словах волк допустил ошибки только из-за невнимательности? (Реге, сител, лофись, велига)
Почему вы так считаете? (Согласный парный находится в сильной позиции).
Почему? (После согласного стоит гласный)
Задание: Запишите в тетрадь правильно любое слово и правильно графически оформите. Покажите, как вы поняли это задание.
Как мы договорились правильно оформлять графически? (Подчеркиваем парный согласный одной чертой, гласный – помощник двумя чертами).
Что не усвоил волк в своей лесной школе? (Написание парных согласных)
А перед нами стоит задача усвоить эту тему очень хорошо, поэтому вы должны быть какими? (Внимательными, терпеливыми, старательными…)
Работа над парными согласными в слабой позиции
В каких словах еще есть ошибки? (Прорубь, хвост)
В какой части слова? (В корне слова)
Докажите Это важно знать или нет? (Важно)
Зачем это нужно знать? (Если ошибка допущена в корне, мы будем проверять)
Значит, в этих словах парный согласный подчиняется правилу. Мы с вами вчера на уроке изучали правило проверки слов с парными согласными.
Предлагаю вам восстановить его. Посигнальте мне, если будете испытывать трудности.
(Обучающиеся работают самостоятельно в карточках: «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ____ слова или _____ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в ______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ____ слова или подобрать ___ слово так, чтобы ____ согласной стояла ____»)
Зачитайте правило своему соседу. Поднимите руку те, кому ответ соседа понравился.
Проверьте по образцу, насколько точно вы смогли восстановить правило. Оцените свою работу в картах урока.
Вернемся к словам прорубь, хвост Проверим
Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании диктанта с орфограммой буквой парного согласного в корне слова? (Мы должны воспользоваться алгоритмом)
Есть у нас такой алгоритм? Нет
Какая задача стоит перед нами? Составить алгоритм
Но сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.
Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.
Графически обозначаю орфограмму
В конце слова слышу парный звук …
Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)
Читаю слово …
Проверяю …
Пишу букву…
Изменяю слово (подбираю родственное) …
Самостоятельная работа – восстановление алгоритма.
Обсудите свои решения в парах.
Зачитайте алгоритм (обсуждение алгоритма в том случае, если алгоритмы получились разные)
Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова (составленный)
1. Читаю слово …
2. В конце слова слышу парный звук …
3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)
4. Изменяю слово (подбираю родственное) …
5. Проверяю …
6. Пишу букву…
7. Графически обозначаю орфограмму.
Какие умения мы будем формировать при изучении данной темы? (Умение слышать парный согласный звук на конце слова; правильно выделять корень слова; правильно подбирать проверочные слова двумя способами; графически правильно обозначать орфограмму.
Оцените свою работу в картах урока.
Первичное усвоение новых знаний. Дифференцированная работа с обучающимися
Работа с комментированием: по алгоритму объяснить, какую букву напишите.
Широко открыла ро…(т/д) – Слушала про средний ро… (т/д)
Задание для учащихся с высоким уровнем познавательной активности (на карточках): Подумайте, какие слова написаны?
[cй’эст] [грус’т’]
Посмотрим, что получилось у ребят (Рот – рты, род – роды; Съест, съезд; грусть, груздь).
Почему получились разные слова? Мы не знали лексического значения слова, которое вы загадали.
Значит, какой пункт мы должны добавить в алгоритм? Объяснить лексическое значение слова
Рефлексия
Давайте вернемся к теме урока
Какая тема?
Какие цели мы ставили перед собой?
Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?
А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?
Продолжи фразу:
Мне больше всего удалось…
Я получил от этого урока…
Я могу похвалить себя за …
Я могу похвалить …. за …
Итог по оцениванию
Оцените свою работу! Давайте подведем итог вашей работы. Посчитайте количество баллов, которое вы заработали на уроке. Кто доволен своей работой?
Молодцы!!
Обучающиеся подсчитывают количество баллов в карте урока.
На уроке используется критериальное оценивание, как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Оценивание достижений учащихся осуществляется по определенным критериям. Критерии были тщательно отобраны, отмечены определенным баллом и содержали дескриптор. На уроке происходит включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навык и привычку к самооценке. Ученикам предложена карта урока. В ней указано максимальное количество баллов, которое ученик должен достичь за урок при условии правильного выполнения всех заданий. Самооценка ребенка повышается, если он сможет набрать наивысшее количество баллов. Если же нет, то каждый ребенок видит то умение, которое у него не сформировано, и намечает план работы в этом направлении.
Приложение
Карта оценивания заданий на уроке русского языка
№ задания |
| Максимальный балл | Оцениваю себя сам | Оценивает товарищ |
1 SМS
| Нашел 1-3 ошибки или добавил лишние | 0 |
|
|
Нашел 3-4 ошибки в тексте и не добавил лишние | 1 |
|
| |
Нашел 5-6 ошибок в тексте и не добавил лишние | 2 |
|
| |
Нашел все ошибки в тексте и не добавил лишние | 3 |
|
| |
2 | Пропустил пару согласных или добавил лишние буквы | 0 |
|
|
Написал все пары согласных | 1 |
|
| |
3 | Не выполнил задание | 0 |
|
|
Написал правильно слово | 1 |
|
| |
Написал правильно слово и правильно графически обозначил | 2 |
|
| |
4 | Не смог восстановить правило | 0 |
|
|
Смог восстановить с помощью | 1 |
|
| |
Восстановил правильно и самостоятельно | 2 |
|
| |
5 | Не смог восстановить алгоритм | 0 |
|
|
Смог восстановить с помощью | 1 |
|
| |
Смог восстановить алгоритм самостоятельно | 2 |
|
| |
|
| 10 баллов |
|
|