Конспект урока русского языка для 2 класса

Поделиться:

Автор: Рудакова Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 62 г. Нижнего Новгорода

Программа: традиционная

Автор учебника: Т. Г. Рамзаева

Возраст детей:  учащиеся 2 класса

Тема урока: Обобщение знаний о частях речи

Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о частях речи.

Задачи:

Образовательные

1. Продолжить формировать умения распознавать части речи по двум признакам: по вопросу и по лексическому значению слова.

2. Продолжить формировать умения изменять форму частей речи по числам и определять их число.

3. Продолжить формировать умения разбирать предложение по членам предложения и определять роль частей речи в предложении.

4. Продолжить формировать навык грамотного письма

5. Продолжить формировать каллиграфический навык учащихся.

Развивающие

1. Создать условия для активизации речевой деятельности учащихся и продолжать развивать правильную связную речь учащихся при работе со словосочетанием, предложением и текстом.

2. Развивать мышление детей, учить анализировать предложенный языковой материал, выделять главное, сравнивать, делать обобщение и систематизировать.

3. Развивать умение выделять проблему и разрешать её.

4. Осуществлять развитие сенсорной сферы, глазомера на этапе чистописания.

5. Продолжать развивать мелкую моторику мышц.

Воспитательные

Продолжить формировать в детях потребность к бережному, трепетному отношению к животному миру, желание помогать нашим меньшим братьям в трудную для них минуту.

Ход урока:

Организационный этап. Мотивация.

Учащиеся распределены в три группы по уровню развития и сформированности у них  учебных навыков.

— Садимся. Проверяем посадку. Открываем тетради. Записываем  число. Классная работа.

— Сегодня на нашем уроке гости. Догадайтесь, кто они?

— Каждый год мы к вам летим,

Зимовать у вас хотим.

И краснеет впереди

Яркий галстук на груди. (Снегири)

— Снегири сегодня сели к вам, ребята. (1группа)

— Что за птичка невеличка

Любит сало и пшеничку? (Синица)

— Синичка прилетела к вам, ребята. (2 группа)

— Чик-чирик!

К зёрнышкам — прыг!

Клюй, не робей.

Кто это? (Воробей)

— А воробей сел на ваш стол, ребята. (3 группа)

— Птицы наши друзья и они помогут нам сегодня справиться со всеми заданиями. Они принесли с собой карточки помощи. Ну, а мы покажем, что знаем и что умеем делать на уроках русского языка, покажем как хорошо и активно умеем работать.

Чистописание.

1) – Зимой на чистом белом снегу птицы рисуют разные узоры, некоторые из них похожи на буквы.  Вот они.

На доске написаны письменным шрифтом буквы и сочетания букв для чистописания:

и                                            й                                          ц

рими                                      еййй                                    иииц

В соединениях букв допущены следующие ошибки:

— буквы и-м написаны без нижнего соединения;

— между буквами е-й очень длинная соединительная линия;

— неправильно соединяются между собой буквы  и-ц.

— Назовите эти буквы (и,й,ц).

— Какой элемент у них является общим? (Короткая наклонная линия с закруглением внизу – крючок)

— Что будем отрабатывать при написании букв? (Наклон элементов, ширину букв)

— Запишите 2 раза каждую букву на первой строке тетради.

— А теперь прочитайте сочетания букв (рими, еййй, иииц).

— Кто затруднялся в прочтении этих сочетаний? Почему? (В соединении букв допущены ошибки)

— Запишем все сочетания букв в тетрадях правильно, исправив ошибки в соединениях.

— Вас ребята (1 группа), снегири просят найти и исправить ошибки самим.

— Для вас, ребята (2,3 группы), синички  и воробьи  принесли карточки помощи № 1.

— Вы (3 группа) выберите правильные соединения на карточке и запишите их в тетрадь.

-А вы (2 группа) исправите подчёркнутые ошибки в соединении букв и запишите их правильно.

2) –Проверьте друг друга в парах.

Сообщение темы и цели урока.

Когда наши гости – птицы летели, они рассыпали слова, которые должны стоять в таблице в определённом порядке, а у некоторых слов выпали буквы.

На доске открывается запись:

сн…г…ри,  в…сёлый,  хв…тает

кр…сногрудые,  под…ёт,  с…ница,  мал…нькая

в…р…бей,  уг…щаются

— Прочитайте слова.

— Какие буквы должны в них стоять, объясните. Работаем с сигнальными карточками (Кто согласен с объяснением – поднимает красную карточку.  Кто не согласен поднимает синюю карточку, а потом объясняет своё несогласие).

— А теперь восстановим порядок слов. Для этого вы должны подумать, на какие группы можно разбить эти слова (На части речи).

— Правильно, сегодня ещё раз вспомним, с какими частями мы речи знакомы и обобщим накопленные знания о частях речи в таблице.

— Тема нашего урока: Обобщение знаний о частях речи.

Обобщение знаний о частях речи:

1) Распознавание частей речи

— Ещё раз посмотрите на рассыпавшиеся слова, к каким частям речи они относятся? (Здесь есть имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

— Выставим название частей речи в таблицу.

— Как можно отличить одну часть речи от другой? (По вопросу и по тому, что называет слово).

— Вспомним, что называют имена существительные и, на какие вопросы они отвечают.

— Вспомним, что называют имена прилагательные и, на какие вопросы они отвечают.

— Вспомним, что называют глаголы и, на какие вопросы они отвечают.

Постепенно по ходу ответов учащихся заполняется таблица.

— Теперь вы готовы восстановить порядок слов в таблице:

— вы ребята, (2 группа) самостоятельно расставите слова в таблицу;

— вы  ребята, (1 группа) не только выполните работу самостоятельно, но и допишите свои слова в каждую группу;

— вам ребята, воробышки принесли карточку помощи №2.

— Проверим выполненную работу, прочитав слова по частям речи. Работаем с сигнальными карточками. (Слова вслух зачитывают учащиеся 3 группы, остальные дети сверяются с ними. Потом ученики из 1 группы прочитывают, какие слова они добавили в таблицу).

2) Изменение частей речи по числам

— Среди слов каждой части речи 1 слово оказалось лишним. Найдите это слово и объясните, почему оно лишнее. (У имён существительных лишнее слово – «снегири», у имён прилагательных лишнее слово – «красногрудые», у глаголов лишнее слово – «угощаются». Все они стоят во множественном числе).

-Как вы определяете число имён существительных, имён прилагательных, глаголов? (По значению).

Ответы учащихся фиксируются в обобщающей таблице.

-Запишем «лишние слова» в тетрадь. Укажем их число. Измените форму  «лишних слов», поставив их в форму единственного числа, запишем в тетрадь.

-Кто обратил внимание, какая часть слова изменилась при изменении его формы? (Окончание)

— Выделите окончания в словах.

Результат наблюдения фиксируется в обобщающей таблице.

3) Физминутка:

Покормим птиц. Представьте, что вы крошите хлеб.

Представьте, что вы вешаете кормушки высоко на дерево.

Представьте, что вы срываете высоко ягоды и кладёте их в кормушки.

Покажите, как будут птички клевать крошки и ягоды.

4) Роль частей речи в предложении.

На доске записаны слова:

друзья, беде, настоящие, познаётся

— Прочитайте слова и составьте из них известную пословицу.

— Что делали, чтобы восстановить пословицу? (изменили порядок слов и изменили форму слова «познаётся», поставив его в форму множественного числа)

— Какое слово добавили? (в)

— Какой частью речи является это слово? (Это предлог).

Результат заносится в таблицу.

— Что вы знаете о предлогах, для чего они служат? (Предлоги служат для связи слов в предложении и словосочетании).

Результат заносится в обобщающую таблицу.

— Запишем пословицу в тетрадь с комментированием встретившихся орфограмм.

На доске: Три разные, но очень похожие схемы к предложению (в схемах обозначены, какие члены предложения входят в состав предложений):

1 схема: подлежащее, определение, сказуемое, дополнение;

2 схема: определение подлежащее, сказуемое, дополнение;

3 схема: определение, подлежащее, сказуемое, определение.

— Какая схема соответствует нашему предложению? (вторая)

— Как это проверить? (Разберём записанное предложение по членам и соотнесём со схемой на доске).

— Над словами укажите, какой частью речи они являются.

— Продолжим обобщать знания о частях речи в таблице. Указав, каким членом предложения чаще всего бывают имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

— Почему вы ничего не сказали о предлоге? (Предлог не является членом предложения).

Использование обобщённых знаний о частях речи в творческой работе.

— Пословица является названием рассказа.

— Как вы думаете, о ком или о чём будет рассказ? (О друзьях, о дружбе, о помощи в беде).

— Можем ли мы быть друзьями птиц?

— Когда и как мы можем помочь птицам?

— А теперь давайте познакомимся с рассказом:

На доске:

Холодно и голодно птицам  зимой. Ребята повесили в парке кормушки. Голодные птицы быстро слетаются к угощению.

Сытые птицы благодарят детей.

— Вам понравился этот рассказ? Почему? (Рассказ очень бедный, неинтересный).

— Дополним рассказ 2-3 предложениями, чтобы он стал интересным.

— В этой работе вам поможет опорная картинка на доске.

— Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё не отражено в рассказе и о чём можно написать?

— Какие птицы прилетели к кормушкам?

— Что клевали снегири, воробьи, синицы?

— Каждой группе птички принесли карточку №3. Рассмотрите её.

— Вам ребята (1 группа), нужно самим придумать и записать пропущенные  предложения, используя в них разные части речи.

— Вам ребята (2 группа), нужно восстановить предложения, подставив пропущенные слова нужной части речи.

— Вам ребята (3 группа), нужно вместо вопросов написать подходящие слова.

— Дополнительное задание для тех, кто справится с заданием раньше – указать над словами, какими частями речи они являются, обозначить их число. Выделить окончания.

— Послушаем, какие рассказы у вас получились.

Итог:

— Что дал вам сегодняшний урок?

— Кто сможет составить рассказ об имени существительном, используя обобщающую таблицу?

— Кто сможет составить рассказ об имени прилагательном?

— Кто сможет составить рассказ о глаголе?

— Кто сможет составить рассказ о предлоге?