Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков

Поделиться:

Автор: Корячихина Светлана Александровна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 62 г. Нижнего Новгорода

Программа: традиционная

Автор учебника: Т. Г. Рамзаева

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка для детей 3 класса по теме «Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь знаков». Данный материал может быть полезен учителям начальных классов. Этот конспект можно использовать не только в традиционной системе, но и работая по другим учебно-методическим комплектам.

Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о правописании разделительных твердого и мягкого знаков.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить работу по формированию умения различать на слух необходимость написания ъ и ь разделительных знаков.

2. Продолжить работу по формированию умения определять местоположение ъ и ь разделительных знаков по отношению к корню.

3. Продолжить работу по формированию умения правописания слов с ъ и ь разделительными знаками.

4. Продолжить работу по формированию каллиграфического навыка учащихся.

Развивающие:

1. Продолжить работу по формированию перспективного самоконтроля при сравнении написания букв с образцом.

2. Создать условия для развития речи учащихся при работе со словосочетанием, предложением и текстом, обогащения словарного запаса.

3. Продолжить работу по развитию логического мышления учащихся.

3. Продолжить работу по развитию сенсорной сферы во время минутки чистописания.

4. Продолжить работу по развитию двигательной сферы, моторики мелких мышц, соразмерностью движений.

Воспитательные:

Продолжить работу по воспитанию художественного вкуса учащихся.

Оборудование урока: мультимедийный проектор; компьютер; экран; запись музыки А.Вивальди «Времена года»; альбомный лист с написанными на нем воском ъ и ь, синяя краска, картины «Зима» и «Лыжные соревнования», «светофоры», веер с цифрами — средства обратной связи, изображение полозьев, карточки с деформированным текстом для 1 группы, карточки со словосочетаниями для 2 группы, карточки с первым предложением текста для 3 группы..

Ход урока:

1.Организационный этап. Мотивация.

(Дети распределены в 3 группы по уровню развития и сформированности у них  учебных навыков.

Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Сегодня на урок к нам пришла необычная гостья. А вот кто она, вам предстоит отгадать. Поможет вам в этом произведение известного итальянского композитора Антонио Вивальди, которое называется «Времена года». Закройте глаза, дайте волю своей фантазии.

(Звучит отрывок музыкального произведения.)

Учитель: Как вы думаете, какому времени года была посвящена эта музыка?

Учащиеся: Я думаю, что эта музыка была написана о зиме.

Учитель: Какие картины природы вы представили, какие звуки зимы услышали?

Учащиеся: Я услышал, как завывает вьюга за окном. Я представил заснеженный лес и одинокого волка, который воет на Луну.

Учитель: Вы совершенно правы. Именно Зима будет сегодня гостьей нашего урока.

(На экране появляется изображение Зимы.)

Учитель: Она принесла с собой этот альбомный лист. На нем была записана тема сегодняшнего урока, но, к сожалению, весь лист занесло снегом, и он стал совершенно белым. Кто хочет помочь мне восстановить тему урока?

(Один ученик выходит к доске, закрашивает лист синей краской и появляется запись «ъ и ь»)

Учитель: Прочитайте тему урока. Какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся: Повторить изученное о ъ и ь разделительных знаках.

2.Чистописание.

Учитель: Зима часто украшает окна витиеватыми узорами. Сейчас мы ненадолго превратимся в помощников зимы и украсим наши тетради буквами ъ и ь. Приступайте к выполнению задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец. Расскажите, что вы знаете об этих буквах.

Учащиеся: Они не обозначают звуков.

Учитель: Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на следующей строке. Все ли из них можно встретить в словах русского языка?

(На доске буквосочетания: бъ, ъя, оъ, въ, ъё, ъп, съ, ъе, ъю)

Учащиеся: Нет, два буквосочетания не могут нам встретиться.

Учитель: Объединившись в пары, покажите порядковые номера этих буквосочетаний.

(Дети показывают номера 3 и 6)

Учитель: Какая пара сможет объяснить свой выбор.

Учащиеся: Мы знаем, что разделительный ъ пишется после приставок, заканчивающихся на согласную букву. Значит буквосочетания оъ не может быть. Еще мы знаем, что разделительный ъ пишется перед йотированными гласными. Значит и буквосочетание ъп нам встретиться не может.

(Отмеченные буквосочетания стираются)

Учитель: Запишите оставшиеся буквосочетания.

3. Упражнение в различении слов с разделительными ъ и ь знаками.

Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске.

(Об яснение, обез яна, в юга, с едобный, под ём, полоз я.

Учитель: Понятны ли вам эти слова, знаете ли вы их значение.

(Могут вызвать затруднение слова съежился и полозья, учитель объясняет значение слов, демонстрирует на экране изображение полозьев)

Учитель: Зима запорошила некоторые буквы. Давайте попробуем восстановить слова и распределить их в 2 столбика. Работать вы будете по группам.

Дети 1 группы работают вместе со мной, комментируя свои действия.

Дети 2 группы выполняют задание самостоятельно.

Дети 3 группы выполняют задание самостоятельно, а после выполнения дополняют каждый столбик тремя своими словами.

(Проверка выполняется следующим образом: дети 2 и 3 групп сравнивают свою работу с тем, что написано на доске, учащиеся из 3 группы зачитывают слова, которые придумали сами, а остальные «светофорами» отмечают свое согласие или несогласие.)

4. Работа со словосочетаниями.

(На экране слова: обезьяна, какой?, подъём, полозья, какая?, какие?, съедобный, вьюга, объяснение, что?)

Учитель: Вьюга разбросала слова и вопросы словосочетаний, а некоторые замела совсем. Используя слова с разделительным ь,  придумайте такие словосочетания, чтобы данные слова были главными.

обезьяна (какая?) сообразительная

вьюга (какая?) снежная

полозья (какие?) скрипучие

Учитель: А теперь придумайте словосочетания, используя слова с разделительным ъ, но так, чтобы эти слова были зависимыми.

придумал (что?) объяснение

расчистил (что?) подъём

гриб (какой?) съедобный

5. Творческая работа на уровне предложения.

Учитель: Составьте предложение с любым из этих словосочетаний.

(Запись наиболее удачного предложения. Разбор по членам предложения и частям речи)

6. Физкультминутка.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем. Я буду произносить различные слова. Если в слове нужно писать разделительный ъ, то встают мальчики и изображают спуск на лыжах с горы. Если в слове нужно писать разделительный ь, то встают девочки и изображают подъем на лыжах в гору.

Объявление (мальчики)

Воробьи (девочки)

подъезд (мальчики)

съемка (мальчики)

семья (девочки)

колья (девочки)

съехал (мальчики)

7. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картина, на которой изображены соревнования по лыжным гонкам. Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.

1 группа восстанавливает деформированный текст.

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.

(Возможное дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)

2 группа составляет текст, используя словосочетания:

объявил о соревнованиях

объяснил правила

началась гонка

подъём впереди

подъехали к финишу

3 группа составляет текст самостоятельно, воспользовавшись лишь первым предложением: Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях.

(Возможное дополнительное задание: звуко-буквенный разбор одного из слов текста.)

Проверка: один ученик от группы зачитывает получившийся текст, грамотность работы 3 группы оценивает учитель, грамотность работ 2 и 1 группы  можно поручить проверить ученикам 3 группы.

8. Итог урока.

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Когда пишется ъ? В каких словах пишется ь?

Прокомментируйте свою работу на уроке, продолжив предложения:

У меня получилось…..

Больше всего мне понравилось….

Я смог правильно….

Было трудно….

9. Домашнее задание.

Учитель: Закончить наш урок мне снова хотелось бы музыкой Антонио Вивальди. Послушайте её и дома постарайтесь описать свои впечатления. Может быть, это будет только несколько слов, а кто-то, возможно, напишет небольшой рассказ или стихотворение. Все будет зависеть от вашего желания.