Конспект урока русского языка «Непроизносимые согласные», 2 класс. Канакина

Поделиться:

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Непроизносимые согласные

Цели:

1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных.

2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.

3. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Прививать интерес к предмету.

Ход урока

1. Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.

Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.

Но дед Буквоед похитил буквы на такие правила, которые мы еще не изучали, но встречались с этими словами в речи. И я думаю, вы догадаетесь, как помочь словам.

Вот такая ответственная задача стоит перед нами.

2. На доске текст:

«Редко светит со?нце. Стоят ненас?ные дни. Гру?но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой.

Еще видны кое-где запоздалые поз?ние цветы.

Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени».

(Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания.)

Выпишите данные слова в столбик. Подчеркните согласные, которые не произносятся.

Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове? (Когда рядом несколько согласных.)

Как можно назвать согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)

Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т, д, л.)

Помощь: посмотрите на соседей вставленной буквы. Какие звуки они обозначают — гласные или согласные?

Вывод. Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы «Непроизносимые согласные».

А теперь прочитайте правило в учебнике (стр. 76): а) самостоятельно; б) один человек — вслух.

Правильный мы сделали вывод? (Да.)

Молодцы!

Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка, и за это я хочу вас познакомить с одной из народных примет.

На доске: Если осень стоит ненастная, будет дождливая весна. (Дети читают.)

Можно сравнить с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне. Есть ли в этом предложении слова с непроизносимыми согласными?

Ненастная — ненастье, дождливая — дождь.

Спишите предложение, проговаривая каждое слово. Пишите красиво и аккуратно.

3. Поздняя осень была любимой порой А. С. Пушкина, и он писал:

Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила…

Мы уже знаем много стихов А. С. Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.

На доске:

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А. С. Пушкина.

Запись в тетрадях (с последующим выносом на доску).

С печальной — с грустной.

Добрый день — здравствуй.

Пасмурный — ненастный.

Вывешивается схема-опора.

Но чтобы лучше запомнить правило написания непроизносимых согласных, мы послушаем песенку «Радио-няни».

Слушание.

Выпишите слова с непроизносимыми согласными, которые запомнили.

Прелестный, солнце, празднично, местность, окрестность, сердца, пастбище, грустно, чувствует, здравствуйте.

А теперь, я думаю, вы справитесь с самостоятельной работой (упр. 202).

Составьте предложение с одним из слов, подчеркните подлежащее и сказуемое.

Молодцы! Вы хорошо работали, и, чтобы немного отдохнуть, я загадаю вам загадку.

4. На доске:

Хорошо по лестнице

Нам идти с тобой,

Лестница-чудесница

Бежит сама собой. (Эскалатор)

Слово на доске (не путать с экскаватором). Назовите слова с непроизносимыми согласными. Лестница. Какой согласный не произносится? (Т.) Подберите проверочное слово, чтобы согласный т слышался ясно. Да, таких слов нет.

В нашем языке есть еще 2 слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные.

Вывешивается таблица. Праздник Чувство

Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то мы увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.

а) Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) — то, с помощью чего лезут;

б) Как появилась буква «в» в слове чувство, вы узнаете сами, используя этимологический словарь;

в) Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква «д».

Но праздники есть не только у людей, есть праздники и у природы.

«В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые соловьи. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды».

О какой это поре? (Об осени.)

Хозяйка леса рассказала вам в своем письме о том, что происходит сейчас в лесу, а вы расскажите ей о том, какова поздняя осень в городе, постарайтесь использовать слова с непроизносимыми согласными. (Личное сочинение.)

Несколько человек зачитывают.

5. Итоги урока.

1. Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?

2. Что нового узнали?

3. Кто доволен тем, как работал?

В заключение можно еще послушать песню, дети могут подпевать.