Урок русского языка «Правописание безударной гласной в корне слова» УМК «Школа России»
Автор: Хижнякова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ №10 с.Каменная Балка Арзгирского района Ставропольского края
Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова». На данном занятии используются различные формы работы для выработки навыков проверки безударной гласной.
Тема: «Безударные гласные в корне слова»
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова», развивать у детей орфографическую зоркость, связную речь, воображение, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы; формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.
Ход урока
I. Организационный момент
— Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
— Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
— Минутка чистописания: ис, кр.
II. Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
— Я хочу вам рассказать историю…( см. «Азбуковедение»)
— Какую же ошибку допустил Дима?
— Какая тема нашего урока?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
III. Упражнения для закрепления.
1. Следующее задание «Вставь букву»
— Какое время года ? (За окном осень).
— Что происходит с листьями? (опадают)
— Листики, падая с деревьев, закрыли буквы, где можно допустить ошибки. Ваша задача: подобрать проверочное слово, вставить пропущенную букву. (запись в тетради)
Тр..ва, л..сток, цв..ты, р..са, д..жди, сн..жок.
2. От значения слова к правильной букве.
Найди лишнее слово, докажи почему они лишние.
Нос, носильщик, носик.
Рисовая, рисование, рис.
Вода, водитель, подводный.
— Хорошо справились с этим заданием, значит легко будет подбирать однокоренные слова. А какие слова называются однокоренными?
3. Работа с учебником. ( автор — В.П.Канакина) Откройте учебник на с.86 упр.№153 (чтение задания, выполнение упражнения) под руководством учителя.
ФИЗМИНУТКА
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет —
Всем друзьям физкульт-привет!
— Отдохнули и продолжаем работать.
4. Следующее задание «Смотри в корень»
(работа с сигнальными карточками) — объяснять выбранную букву в слове.
Зап..вать в хоре – зап..вать лекарство
сл..зал с крыши – сл..зал сметану
б..чок для мусора – лечь на б..чок.
5. Работа в парах. «Проверь себя и соседа»
(Запись слов под диктовку. Подбор проверочных слов самостоятельно. Взаимопроверка)
Ст.лы, м.сты, сл.ны, р.ка, п.ля.
6. Найди ошибки и исправь, объясни, почему выбрал ту или иную букву.
После даждя пахнет в лису гребами. На лисных палянах показались лисички.
7. Игра «Скалолазы».
Правило: На доске записана лесенка слов. Класс делится на 2 команды. По команде учителя дети из каждой команды выходят поочереди, вставляют пропущенные буквы. Выигрывает та команда, которая быстрее доберется до вершины к слову «МОЛОДЦЫ», вставив все буквы правильно?
МОЛОДЦЫ
кр..чать к..рмить
хл..ба цв..ты
тр..ва д..жди
м..ряк гр..за
гл..за зв..нок
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
Учебник (В.П.Канакина) с.86 упр.№ 154