Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова

Поделиться:

Урок русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова

Автор: Хуснуллина Дина Зиннатовна, учитель начальных классов  МКОУ «Араслановская СОШ» Нязепетровского района Челябинской области

Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении  темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.

Тема: Родственные слова

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Метапреметные:  познавательные:  способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.

3. Актуализация знаний

— Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

А) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан

(берёза)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

(осина)

Надели на палку

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.

(лопата)

Неживая, а идет

неподвижна, а ведет.

(дорога)

Вырос в солнечный денек

У лесной дорожки

Ярко-красный огонек

На зеленой ножке

(ягода)

Проверка: сверка с образцом на доске

-Назовите синоним к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/

— Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем с комментированием. / Красные листья осины задрожали от ветра/. Найдите и подчеркните основу предложения

4. Самоопределение к деятельности

— Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша  тётка – гусеница.

— Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

— Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

— Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

— Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

— Среди слов тоже есть родственники.

5. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое  родственные слова?/

Упр.77

— Прочитайте текст.

— Теперь прочитаем только выделенные слова.

— Что роднит эти слова? /Предположения детей /

— Прочитаем рубрику «Обратите внимание!» Сумели мы правильно предположить?

— По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/

Упр.78

— Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?

— Спишите любую групп слов. Выделите общую часть слов дугой.

6. Физкультминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам пригнусь.

Ну а потом я вырасту,

До лампы дотянусь.

7. Закрепление изученного материала.

— Послушайте стихотворение и запомните однокоренные слова.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири-снеговики

Песню просвистели.

— Какие однокоренные слова запомнили?  /по снегам,  снегири, снеговики, снежные)

— Найдите в словах общую часть и обозначьте значком(дугой).

8. Рефлексия.

Работа по карточкам.

— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные  слова.

а) Желток, железо, жёлтый.

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.

9. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Какие слова называются однокоренными?

10. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях с печатной основой выполнить упр. 46 и 47