Конспект урока «Свойства снега и льда», 1 класс

Поделиться:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: Свойства снега и льда

Цели: познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; развивать наблюдательность и воображение; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: снег, лёд тонкий и кусочками; стаканы, блюдца; набор цветной бумаги, газета; карточки на каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

II. Введение в тему урока.

Учитель. Отгадайте загадки. Что принёс нам на урок Снеговик? (Льдинку и снежинку.)

— О чём он нас просит, прочитайте. (Изучить свойства снега и льда.)

Под музыку выходят Льдинка и Снежинка (две ученицы, исполняющие их роль).

Снежинка.

В небе зародилась из капельки воды,

Я звездочка резная дивной красоты.

Хрусталиком искристым с неба прилечу,

Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка.

И я тоже капелькой чистенькой была.

А когда замерзла, словно замерла.

Тоже я искристая, ростом невеличка.

Льдинка я лучистая, я — твоя сестричка!

Снежинка.

А вот и нет!

Я — из солнца, серебра!

Ты же — мутная вода!

Просто замарашка!

Тоже мне, близняшка.

Льдинка.

Да опомнись! Вот так да!

Все же я твоя сестра!

Учитель. Давайте помирим их. И с помощью опытов попробуем доказать родство снега и льда.

III. Изучение нового материала.

1. Практическая работа.

Опыт 1. Снег и лед превращаются в воду

На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой. Один ученик подходит к столу и на ощупь определяет температурное различие воды в стакане, снега и льда.

Учитель. Что произойдёт со снегом и льдом, если они попадут в тёплую воду? (Они растают.)

— Проверим ваше предположение.

Учитель кладёт в стаканы по кусочку снега и льда и, держа в руках, показывает детям. Снег и лёд быстро тают.

— Во что превратились снег и лёд? (В воду.)

— Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.)

Опыт 2. Сравнение снега и льда по цвету

Учитель. Ребята, у вас на столах лежат листы цветной бумаги. А какой цвет у снега? Покажите квадрат, по цвету соответствующий цвету снега. (Белый.)

Учитель берёт комочек снега и белую бумагу. Дети убеждаются, что они правы в определении цвета.

— На свете нет ничего белее свежевыпавшего снега. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого Цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные облака. Попробуйте продолжить. (Белоснежное платье невесты, лепестки лилии.)

— А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий цвету льда.

Примечание. Если первоклассники затрудняются назвать лёд бесцветным, тогда потребуется следующая работа.

Помогая учащимся овладеть понятием «бесцветный», можно показать бумагу любого цвета. Дети сравнивают её цвет и цвет льда, отвергая такие определения цвета. Наконец учитель берёт кусочек стекла и предлагает сравнить цвет стекла и цвет льда. Дети приходят к выводу, что лёд и стекло не имеют цвета, то есть бесцветные.

Учитель. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, то есть бесцветный.

Опыт 3. Сравнение снега и льда по прозрачности

Учитель. Возьмите газету. Положите на нее тонкий слой снега, а рядом — пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?

Вывод: через пластинку льда виден текст, а через снег — нет. Снег — непрозрачный, лед — прозрачный.

Опыт 4. Сравнение снега и льда по плотности

Учитель. Сожмите в одной руке комочек снега, а в другой — кусочек льда. Что вы заметили? Как можно назвать эти свойства снега и льда? (Снег сжимается — он рыхлый, лёд не сжимается — он плотный.)

— Если снег сильно сжать, он тоже делается плотным. А теперь возьмите палочку и попробуйте разрыхлить сначала снег, а потом лед. Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег — рыхлый, а лед — плотный.

Учитель. Установим еще одно свойство льда. (Ученику доски роняет лёд. Лёд раскалывается.) Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда? (Лёд — хрупкий.)

Опыт 5

— Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему? (Нет. Снег — рыхлый, мягкий. Он не расколется.)

Вывод: лед — хрупкий, снег — рыхлый.

На этом практическая часть урока окончена. Весь снег и лёд складывается в раковину или в ведро. На перемене дети ещё раз убеждаются в том, что в тепле снег и лёд тают, превращаясь в воду.

Обобщение знаний о свойствах снега и льда по таблице

Состояние 

воды

Свойства

цвет

прозрачность

действие 

тепла

другие 

свойства

1. Снег

Белый

Непрозрач

ный

Тает, превращается в воду

Рыхлый

2. Лёд

Бесцвет

ный

Прозрачный

Тает, превращается в воду

Плотный, 

хрупкий

— Чем похожи снег и лёд? Чем отличаются друг от друга?

— Ребята, доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка — родные сёстры? (Да, доказали.)

Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок,

Получается снежок.

Мы деревья побелили –

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Налетел ветерок,

И умчался весь снежок.

Снежинки и Льдинки читают вопросы и загадки.

Снежинка.

В природе мы царим везде

На благо матушке-земле.

Льдинка.

Услышать мы хотим сейчас

Где вы ещё встречали нас?

Снежинка.

Представьте нам без промедленья

Другие наши проявления.

Учитель. Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах.

— Отгадайте, о каких явлениях природы, связанных со снегом и льдом, идёт речь?

Льдинка.

На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Возьмешь его руками,

Он потечет ручьями.     (Град.)

Снежинка.

Снег с берёзы повалился

На Ванюшу комом — хлоп!

Из Ванюши получился

Рыхлый беленький … (сугроб).

Льдинка.

Пристроилась на крыше ловко

Леденящая морковка.    (Сосулька.)

Снежинка.

На стекле вдруг вырос лес,

Полный сказок и чудес,

Появились белы горы.

То морозные … (узоры).

Учитель. Какие ещё явления природы связаны со снегом и льдом.

2. Самостоятельная работа.

Каждому ученику даны карточки.

Задание: соедините стрелочками явления природы, которые связаны со снегом и льдом.

Конспект урока «Свойства снега и льда», 1 класс

Учитель. Давайте проверим. (Один ученик работает у доски.)

— А почему вы не выбрали дождь и росу?

Дети высказывают свои предположения.

— На что похож рисунок, получившийся в результате нашей работы? (На снежинку).

— Посмотрите, как много в нашем снежном царстве разных красивых снежинок. А вот какие ещё бывают снежинки по форме: звезда, пластинка, запонка, столбик, игла, крупа, ёж?

Учитель показывает рисунки снежинок.

3. Беседа о помощи птицам зимой.

Учитель. Зимой вся земля покрывается толстым слоем снега. Поверхность водоёмов замерзает, превращаясь в лёд.

Учитель показывает рисунки.

— Все ли птицы могут найти для себя необходимый корм зимой?

— Как помочь птицам пережить это голодное и холодное время?

Дети рассказывают о том, какие кормушки они делают зимой и чем подкармливают птиц.

— Какой корм лежит в кормушке? Почему птицам трудно найти корм зимой?

— Объясните смысл пословицы «Много снега — много хлеба». (Ответы детей.)

— Послушайте рассказ В. Архангельского «Снежная шуба».

Двое учеников около доски читают текст.

1. В суровые, морозные зимы под снежной шубой в снег прячутся многие птицы. Каждый вечер в снег падают тетерева. В мягкой снежной постели они устраиваются на ночлег и спят там до утра. И рябчики так делают, и куропатки, и глухари — самые большие птицы наших северных лесов.

2. Да и не только птицы прячутся в снегу. Прячется мышонок под снегом. Всю зиму под снегом лежит в берлоге медведь. В снежном домике укрывается в непогоду и зайчишка. И маленький зверь бурундук спит в ямке под кореньями деревьев, закрытый снежным одеялом.

Учитель. Какое ещё значение имеет снег? Почему рассказ так называется? (Ответы детей.)

IV. Обобщение и закрепление знаний.

Снег и лёд — это надёжное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это весёлые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы.

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята, что нового вы узнали, побывав в нашем царстве снега и льда?

— А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Вдруг подуло теплым ветром,

В небе солнце заискрилось,

Все сугробы потемнели –

В город к нам пришла весна.

Что же стало с нашей Льдинкой?

Выходят Снежинки и Льдинки, читают стихи.

Льдинка.

Я ужасно огорчилась,

Что Снежинка не признала

Факт, что я её сестра…

Снежинка.

И под солнышка лучами

Льдинка плакала от горя.

И, растаяв, превратилась

Снова в капельку воды.

Льдинка.

И Снежинка, между нами,

Победив со мною в споре,

Капелькой влилась весною

В полноводные ручьи.

Учитель.

Тут и встретились сестрёнки

Среди миллиона капель.

Сразу же, узнав друг друга,

Засмеялись, обнялись.

Снежинка.

И о том, что будем вместе

Летом с неба ливнем падать,

Льдинка.

А зимой кружиться в небе

Снегом белым, поклялись.

Учитель.

Пусть хранят вас талисманы

В знак добра, любви к природе,

Чтобы вас «зимы приветы»

Грели при любой погоде.

Снежинка и Льдинка дарят детям талисманы.

Учитель. На этом наш урок закончен. Всем спасибо. Домашнее задание (творческое).

На альбомном листе нарисовать снежинки, в тетради раскрасить птиц.