Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: Б. В. Заходер «Что красивее всего?»
Цели: познакомить детей с творчеством Б. В. Заходера; работать над техникой сознательного и выразительного чтения; учить детей выделять главную мысль произведения, называть главных героев; показывать учащимся необходимость охранять окружающую природу; развивать устную речь и расширять знания детей об окружающем мире.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
— «О братьях наших меньших» — так называлась тема, которую мы изучили.
— С какими писателями мы с вами встретились на страницах книги?
— Кто из героев вам больше всего запомнился?
— Ой, кто-то шумит под дверью. (Учитель выглядывает.) Знаете, кто там? Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.)
Влетает «ветер».
— Это кто в лесах живет, кто в тенистых прячется? (Ответы детей.)
— Это кто в степях живет, кто в просторах прячется? (Ответы детей.)
— Это кто в морях живет, кто в глубинах прячется? (Ответы детей.)
— Это кто в небесах живет, кто в голубых прячется? Учитель. Рыба в воде, птица в небе, звери в лесах, растения в степях. Как их всех можно назвать одним словом? Они — обитатели нашей планеты. (Читаем на доске.)
Физкультминутка «Медвежата»
II. Актуализация знаний.
— Ветер, ветер, а ты принес фотографии жителей нашей планеты?
— Да, вот они. (Достает «чудесный мешочек», где находятся картинки зверей, птиц, рыб, растений, земноводных… С этой целью можно использовать лото «Соседи по планете».)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Учащийся достает карточку и описывает ее, не называя, но стараясь как можно точнее описать образ жизни, повадки, внешний вид. Класс должен назвать, кого описывает их товарищ.
III. Изучение нового материала.
— Сегодня мы познакомимся, а может, и подружимся с очень добрым человеком, талантливым поэтом, писателем Б. В. Заходером. С его стихами вы встречались еще малышами. (Обратить внимание учащихся на выставку книг писателя и на его портрет.) Он пишет о нашем огромном мире, обо всех, кто его населяет, и больше всего о тех, кого мы называем нашими меньшими братьями. Сегодня мы будем читать стихотворение «Что красивее всего?».
1. Чтение стихотворения учителем.
— Послушайте стихотворение и скажите, почему оно так названо. (Ответы детей.)
— Прочитаем и отметим непонятные слова карандашом.
2. Словарная работа.
Процедил — сказал сквозь зубы.
Мерцанье звезды — свет звезды.
Ни с того ни с сего — просто так.
— Мы учимся читать выразительно. Что это значит? (Мимика, жесты, выразительность голоса, соблюдение знаков препинания.)
3. Чтение стихотворения учащимися.
Читают 1-3 ученика.
4. Беседа по вопросам.
— На какой вопрос отвечали все герои стихотворения?
— Что же ответили они?
— Зачем автор слова волк, лиса, дельфин и другие написал с заглавной буквы? (Чтобы показать их значимость не только в стихотворении, но и на Планете.)
Учитель открывает окно и находит там птицу.
— Ребята, кто-то прилетел к нам на окошко, у нее что-то в клювике. Какое-то срочное донесение. Посмотрим, что в нем.
ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСА
Мы — первая зелень, и за это нас ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья. Ива, Черемуха, Лесная Сирень.
— Как вы думаете, стоит спешить на выручку? Птичка сказала, чтобы мы отправлялись туда по следам, которые она для нас оставила. Ой, посмотрите, а следы какие-то необычные. Это указатели, как нужно обращаться с природой.
Вместе с детьми обсуждается каждый знак (материал прилагается). Все карточки-следы прикрепляются на доску в перевернутом виде и показываются детям по одной.
Звучит запись «Голоса птиц».
IV. Итог урока.
— Могут ли люди прожить без природы?
— Что бы вы сказали детям, кто нарушает законы природы?
— Что красивее всего для нас с вами?