Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Звуки [с] [c’]. Буквы Сс
Цели: познакомить с новыми звуками [с][с’] и буквами Сс; развивать умение удерживать в зрительно-смысловой памяти отдельные слова в предложении, устанавливать логико-смысловые и грамматические связи между словами; развивать способности к поиску различных вариантов словесного выражения мыслей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, смотрите, что-то опустилось мне на ладошку.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Мягкие пушинки,
Милые… (снежинки).
— Сегодня у нас праздник новой буквы. На чем мы поедем в сказочную страну «Азбуковедение». (На санках.)
— Но волшебные санки могут появиться только тогда, когда вы правильно составите схему слова. (Сани.)
— Какой одинаковый звук в словах снег, снежинки, сани?
— Какие еще «снежные» слова вы знаете?
— По семеро в сани уселись сами. (Скороговорка.)
— Теперь мы отправляемся в зимний лес. Но вот беда, звук заблудился.
На пожелтевшую траву
Бросает (лев) свою листву.
— Итак, мы с вами едем в зимний лес.
Физкультминутка
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.
Потом в лес все побежали,
И в снежки играть мы стали.
II. Работа по теме урока.
— Теперь мы будем не просто играть в снежки, а при каждом броске называть слова с буквой с.
Дети называют слова с буквой «с».
— Едем по зимнему лесу. Как вы думаете, все птицы улетели в теплые края?
Там, где пели зяблики,
Сегодня посмотри,
Как розовые яблоки
На ветках… (снегири).
— В названиях еще каких птиц есть звук [с]?
Хлопните в ладоши, если услышите звук [с]:
Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке.
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки –
Синие ковбойки.
И даже мухоловки
Имеют обновки.
Лишь соловей, ребята,
Одет небогато,
Но кто про это судит,
Тому он петь не будет.
— Теперь отправляемся в гости к букве с.
— Какая волшебная буква спряталась?
BE? НА
— К какой же букве мы едем на день рождения?
— На что похожа буква?
— Мы отправляемся в волшебную страницу. Закрываем глазки, кладем голову на парту.
Звучит музыка.
— Мы летим на волшебных санях. У всех хорошее настроение, никаких забот и волнений. Мысли лениво уходят, мы отдыхаем. Кругом слышатся голоса «О-о-о!», «И-и-и!». А совсем рядом мама пытается усыпить шаловливого малыша: ААА! Уаа. Вот и гласные встречают нас. «Буква С, принимай гостей!». Зашли мы в теремок, а там вокруг посуда из Гжели и все синее и голубое. Буквы расселись, получились слоги.
са со су сы си
— Какие угощения были у буквы С? (Ученики называют слова на букву «с».)
Составляют из разрезной Азбуки слово «ананасы».
III. Итог урока.
Учитель открывает красивый сверток, достает оттуда эмблемы Снегурочки.
— Это подарок на память от Снегурочки, которая угощает детей сухариками, обсыпанными сахаром, которые она взяла специально с собой со скатерти-самобранки.