Конспекты уроков литературного чтения, 3 класс. Литературные сказки

Поделиться:

Урок литературного чтения в 3 классе «Мы идем в библиотеку. Литературные сказки». УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст, находить нужную книгу в библиотеке, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге.

Планируемые результаты: предметные: находить необходимую информацию в книге; метапредметные: ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, составлять собственный текст по итогам исследования; личностные: проявлять интерес к чтению и художественной книге.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедиапроектор, Книги по теме урока: «Волшебные сказки народов мира», «Русские Народные сказки», «Русские волшебные сказки», В. Одоевский “Городок в табакерке», «Серебряный рубль», В. Гаршин «Лягушка-путешественница», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича», «Аленушкины сказки», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», Л. Чарская «Сказка голубой феи».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Расскажите одну из сказок Дж. Родари.

III. Актуализация знаний

— Рассмотрите выставку книг. Назовите своих любимых литературных героев.

— Прочитайте тему урока. Определите цель и задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?

— Что вы можете рассказать о выставке? Какие книги на ней представлены? На какие группы можно разделить эти книги?

— Какие переводные книги представлены на выставке? Каких переводчиков вы знаете?

— Перечислите литературные сказки русских писателей.

— Можно ли на выставку книг поместить произведения С. Аксакова «Аленький цветочек» и А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

— Какими другими книгами можно дополнить выставку?

IV. Работа по теме урока

— Составьте каталожные карточки по темам «Переводная детская литература», «Русская литературная сказка».

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Презентация книги, принесенной на урок

— Есть ли в вашей домашней библиотеке сборники литературных сказок?

— Какие произведения включены в данную книгу? Какие из произведений вам захотелось прочитать?

— Расскажите, какие произведения из этих сборников вы прочитали. Не забудьте рассказать о книге, в которой она напечатана, назвать автора. Кто художник-иллюстратор?

2. Литературная викторина

Конкурс «Угадай героя сказки»

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля.)

 

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростился с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка.)

 

В диких джунглях он живет,

Волка он отцом зовет.

А удав, пантера, мишка —

Друзья дикого мальчишки. (Маугли.)

 

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его… (Карлсон).

 

Живет в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед. (Баба-яга.)

 

Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Кто же эта девочка, что нам во всем мила? (Дюймовочка. )

 

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой. (Маша из сказки «Маша и медведь».)

 

Живет в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых. (Балда.)

 

Он сына мельника в маркиза превратил,

Затем на дочке короля его женил.

При этом я открою вам секрет:

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах.)

Конкурс «Волшебный сундучок»

— Отгадайте, из какой сказки данный предмет.

• Азбука — («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

’ Туфелька — («Золушка»),

• Монетка — («Муха-цокотуха»),

• Зеркало — («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»),

• Яйцо — («Курочка Ряба»),

• Яблоко — («Гуси-лебеди»),

Конкурс «Интеллектуальный»

— Как называется сказка К. Чуковского, в которой есть такие слова?

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит. («Путаница».)

— Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик.)

— Что выращивали для продажи в столице братья из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»? (Пшеницу.)

— Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Р. Киплинга «Маугли». (Акела.)

— Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза.)

— Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Дж. Родари.)

— Как звали собаку доктора Айболита? (Авва.)

— Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба.)

— Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер.)

— Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье.)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?

— Удалось ли нам достичь поставленной цели?

— Какие вам трудности встретились?

— Что показалось наиболее интересным?

Домашнее задание

Читать произведения, которые больше всего понравились. Принести на урок книги Тима Собакина.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна