Урок литературного чтения в 3 классе «Мы идем в библиотеку. Литературные сказки». УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст, находить нужную книгу в библиотеке, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге.
Планируемые результаты: предметные: находить необходимую информацию в книге; метапредметные: ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, составлять собственный текст по итогам исследования; личностные: проявлять интерес к чтению и художественной книге.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедиапроектор, Книги по теме урока: «Волшебные сказки народов мира», «Русские Народные сказки», «Русские волшебные сказки», В. Одоевский “Городок в табакерке», «Серебряный рубль», В. Гаршин «Лягушка-путешественница», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича», «Аленушкины сказки», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», Л. Чарская «Сказка голубой феи».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите одну из сказок Дж. Родари.
III. Актуализация знаний
— Рассмотрите выставку книг. Назовите своих любимых литературных героев.
— Прочитайте тему урока. Определите цель и задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?
— Что вы можете рассказать о выставке? Какие книги на ней представлены? На какие группы можно разделить эти книги?
— Какие переводные книги представлены на выставке? Каких переводчиков вы знаете?
— Перечислите литературные сказки русских писателей.
— Можно ли на выставку книг поместить произведения С. Аксакова «Аленький цветочек» и А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?
— Какими другими книгами можно дополнить выставку?
IV. Работа по теме урока
— Составьте каталожные карточки по темам «Переводная детская литература», «Русская литературная сказка».
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Презентация книги, принесенной на урок
— Есть ли в вашей домашней библиотеке сборники литературных сказок?
— Какие произведения включены в данную книгу? Какие из произведений вам захотелось прочитать?
— Расскажите, какие произведения из этих сборников вы прочитали. Не забудьте рассказать о книге, в которой она напечатана, назвать автора. Кто художник-иллюстратор?
2. Литературная викторина
Конкурс «Угадай героя сказки»
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля.)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка.)
В диких джунглях он живет,
Волка он отцом зовет.
А удав, пантера, мишка —
Друзья дикого мальчишки. (Маугли.)
Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его… (Карлсон).
Живет в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба-яга.)
Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Кто же эта девочка, что нам во всем мила? (Дюймовочка. )
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша из сказки «Маша и медведь».)
Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда.)
Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет:
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах.)
Конкурс «Волшебный сундучок»
— Отгадайте, из какой сказки данный предмет.
• Азбука — («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
’ Туфелька — («Золушка»),
• Монетка — («Муха-цокотуха»),
• Зеркало — («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»),
• Яйцо — («Курочка Ряба»),
• Яблоко — («Гуси-лебеди»),
Конкурс «Интеллектуальный»
— Как называется сказка К. Чуковского, в которой есть такие слова?
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. («Путаница».)
— Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик.)
— Что выращивали для продажи в столице братья из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»? (Пшеницу.)
— Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Р. Киплинга «Маугли». (Акела.)
— Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза.)
— Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Дж. Родари.)
— Как звали собаку доктора Айболита? (Авва.)
— Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба.)
— Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер.)
— Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?
— Удалось ли нам достичь поставленной цели?
— Какие вам трудности встретились?
— Что показалось наиболее интересным?
Домашнее задание
Читать произведения, которые больше всего понравились. Принести на урок книги Тима Собакина.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна