Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова; обогащать словарный запас обучающихся; учить давать характеристику героев; сравнить сказки С. Аксакова и Ш. Перро; воспитывать любовь и уважение к родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек» (по возможности), аудиозапись сказки.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Выразительное чтение сказки И. Токмаковой.
III. Речевая разминка
— Прочитайте присказку медленно.
За темными лесами,
под ходячими облаками,
под частыми звездами,
под красным солнышком.
Облачается небесами,
подпоясывается зорями,
застегивается звездами.
— Назовите имена существительные.
— Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.
— Прочитайте скороговоркой (еще: выразительно).
IV. Работа по теме урока
— Расшифруйте, что здесь написано. (Сергеи Тимофеевич Аксаков.)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | а | б | в | г | д | е |
4 | ж | 3 | и | й | к | л |
3 | м | н | о | п | р | с |
2 | т | у | ф | х | ц | ч |
1 | ш | ш | ь | э | ю | я |
6, 3;6, 5; 5,3; 4, 5; 6, 5; 4, 4
1, 2; 3, 4; 1, 3; 3, 3; 3, 2; 6, 5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2
1,5; 5, 4; 6,3; 1, 5; 5, 4; 3, 3; 3, 5
— Что вы знаете об этом писателе?
— Определите задачи урока.
— Сегодня мы отправимся с вами в литературную сказку. Прочитайте ее название на с. 54 учебника.
— Кто из вас знает ее? Откуда? (Мы знакомы с этой сказкой по мультипликационному фильму, читали ее.)
— Что вы знаете об авторе? Какие его произведения читали- (Ответы детей.)
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские доверительные отношения. Мать разделяет и горести, и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.
Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни. Писатель гак рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, не молодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала рассказывать сказку.
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об аленьком цветочке. С этих пор, до самого моего выздоровления. Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».
В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 г. и с тех пор стала у нас любимой сказкой.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Словарная работа.)
— Объясните значение слов и выражений.
Именитый — почтенный и знаменитый.
Заморский — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда.
Не ведаю — не знаю.
Парча — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
Тувалет — стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
Венец — то же, что венок, драгоценный головной убор, корона.
Самоцветный — о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях.
Сажень — старая русская мера длины, равная 2,13 м.
Беспорочный — (устар.) безукоризненный, честный.
Доподлинный — (разг.) точный, верный.
Сходный — (разг.) подходящий, недорогой.
Колода — короткое толстое бревно (через пень-колоду — делать что-нибудь кое-как, плохо).
Почитай — 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводн. слово) пожалуй что, вероятно.
Торная — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишенный самостоятельности.)
Чертог — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
Паче зеницы ока — сохранять, беречь больше, чем глаза.
Утешался — радовался.
Во единое ока мгновение — очень быстро.
Гвалт — (разг.) крик, шум.
Пяльцы — рама для натягивания ткани для вышивания. («Повскакали дочери из-за пялец своих…»)
Почали — начали, стали.
Лебезить — заискивать, угодничать.
«И скажу вам об ней завтрашний день» — скажу завтра.
Мураватый — поросший мягкой и сочной травой.
Яства — (устар.) еда, кушанье.
Червонное золото — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Опочивать — (устар.) спать.
Челядь — слуги.
(Чтение сказки учителем или прослушивание аудиозаписи.)
— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
VII. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— С каким писателем познакомились на уроке? Что о нем узнали?
— Какую сказку начали изучать?
Домашнее задание
Прочитать сказку целиком. Подготовиться читать без ошибок. Принести книгу на урок.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске — путаница.)
…Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум серые кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает.
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихоньку их у мальчишки…
3. Александрова
— Прочитайте путаницу способом «птичий базар». _ «Распутайте» путаницу.
— Прочитайте скороговорку с разными интонациями.
III. Работа по теме урока
— Что вы узнали о семье купца?
— Что можете сказать о самом купце? (Он был честным, известным. Очень любил своих дочерей.)
— Можем ли мы уже сказать что-либо о характере сестер? Какое мнение о них у вас сложилось и почему?
— Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?
— В какой лес попал купец?
— Как вы думаете, случайно ли это произошло и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?
— В каком дворце оказался купец? Какие слова использует автор, чтобы показать его богатство?
— Как он понял, что нашел тот самый цветок, который заказывала младшая дочь?
— Что случилось после того, как был сорван цветок?
— Как должен был быть наказан купец?
— Какое условие поставило чудище? Что оно хотело? Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел отправить вместо себя одну из дочерей?
— Какую черту характера подчеркивает автор? (Его честность. «Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял».)
— Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало, не потерял ли он своего богатства великого. Младшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.)
— Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?
Ребята, подумайте, легко ли отправиться на погибель вместо близкого человека? (Надо очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Что сделала младшая дочь, очутившись во дворце зверя лесного, чуда морского?
— Расскажите, какие чудеса с ней происходили.
— Какое желание появилось у девушки спустя некоторое время? (Ей захотелось увидеть хозяина.)
— Как младшая дочь оказалась дома?
— Что заставило ее отправиться домой? (Она увидела тревожный сон про отца и рассказала об этом чудищу лесному.)
— Как вы думаете, почему заболел отец?
— Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела такой сон? Или это волшебство? (Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.)
— Почему старшие сестры хотели помешать возвращению младшей в волшебный дворец? (Они ей завидовали, не хотели ее счастья.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чудо-юдо»?
Домашнее задание
Подготовить пересказ любой части, проиллюстрировать ее.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте про себя.
На стульях сидят шалунишки,
Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости
Всех коснется, к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
— Прочитайте медленно (еще: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).
— Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке? (Мы будем работать над сказкой.)
— Определите задачи урока.
III. Работа по теме урока
— Что вы прочитали: рассказ, сказку, басню, стихотворение?
— Как можно это доказать? Какие особенности произведения данного жанра вы знаете?
— Кто из героев произведения вам понравился? Почему?
— Перескажите сказку от лица купца, одной из его дочерей, чудища.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?
— Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т. Аксаков написал, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. «Аленький цветочек» — одна из самых добрых и мудрых сказок.
— Узнаем, как же появилась сказка «Аленький цветочек». А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку?
(Выступления детей.)
Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»»
Пелагея — крепостная крестьянка, прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном маленькому Сереже. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький Цветочек». Он слушал ее в продолжение нескольких лет не один Десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
VI. Рефлексия
Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Как вы поняли, в чем смысл сказки? Чему она учит? (Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» о великой силе любви и добра.)
— Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? (Примерный ответ. Аленький цветочек — символ настоящей любви. Настоящая любовь раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под ее воздействием человек преображается — становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они могут не только изменить человека, которого мы любим, но и сделать мир вокруг лучше, чище, красивее.)
Домашнее задание
Прочитать сказку Ш. Перро «Красавица и Чудовище».
Ход урока 4
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
В. Найденов
— Прочитайте стихотворение с ускорением (еще: с замедлением, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки, скороговоркой, выразительно).
— Как вы поняли строчки текста речевой разминки?
— Что хотел сказать нам автор?
— Прочитайте записанную на доске тему урока, определите его задачи.
III. Работа по теме урока
— Рассмотрим ваши иллюстрации к сказке. Расскажите, что вам хотелось изобразить.
(Рассказы обучающихся от имени девушки о ее встрече со зверем лесным.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Сравнение сказок С.Т. Аксакова и Ш. Перро
— Откройте учебник на с. 63. Рассмотрите иллюстрации. Подробно опишите, что на них изображено. Придумайте для них подписи.
— Сравните два произведения — «Аленький цветочек» и «Красавица и Чудовище». Сопоставьте их названия, героев, волшебные предметы и события, волшебных помощников каждой истории.
— Перечислите основные события одной и другой сказки.
— Какие события повторяются? Как вы думаете, почему?
— Сравните героев этих произведений: Красавицу и младшую дочь купца, Чудовище и чудище.
VI. Рефлексия
Выберите любое начато предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
Что вы можете сказать об этих сказках? Сделайте вывод.
Домашнее задание
Читать сказки Э. Хогарта.
Автор: Кутявина С. В.