Конспекты уроков по литературному чтению, 3 класс. Есенин «Сыплет черемуха снегом…» Борисов-Мусатов «Весна»

Поделиться:

Уроки литературного чтения в 3 классе. С. Есенин «Сыплет черемуха снегом…» В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы. С. Есенин «С добрым утром!»

Цели: познакомить со стихотворениями С. Есенина; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения).

Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать их (что общего и в чем различие), создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов С. Есенина, его портрет, репродукция картины В. Борисова-Мусатова «Весна».

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Теперь, когда в конце зимы

Настолько трепетно и веско

Во всеуслышанье сказать

Свое спешит весна, —

Пройдем по талому снежку

Средь небольшого перелеска…

В. Константинов

— Прочитайте по слогам (с ускорением; вопросительно; утвердительно; весело; выразительно).

— Попробуйте сочинить продолжение этого стихотворения.

III. Проверка домашнего задания

— Послушаем, как вы научились читать стихотворение наизусть.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

1. Беседа о поэте

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

— Кто же не знает этих строк?! Кто автор? (Сергей Есенин.) Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. считал, что «писать для детей — надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало…

Сергей Александрович Есенин (1895—1925) родился под Рязанью, в селе Константиново. Родители были бедными крестьянами. С двух лет он был отдан на воспитание деду, отцу матери, в этой семье и прошло почти все детство поэта. Еще в раннем возрасте С. Есенин полюбил родную русскую природу — он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому, наверное, как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о ней. Они полны звуков, запахов, красок.

С. Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что все живое вокруг нас страдает, чувствует так же, как и мы. Поэта отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблен в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных, в цветы. Еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

— Посмотрите на портрет поэта.

(Учитель или подготовленный ученик читает стихи.)

Есенин — нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Образ чист и ясен,

Весь в кликах журавлей.

Ты — осиянный ясень

Над синевой полей.

В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет.

2. Работа над стихотворением

— Самостоятельно прочитайте стихотворение на с. 143 учебника жужжащим способом.

— Какие слова были непонятны?

ОДУРМАНЕН — одурманивать — туманить сознание, опьянять.

— Прочитайте стихотворение еще раз неторопливо.

— Какие строки стихотворения особенно понравились, запомнились?

— Какие слова выбирает поэт, чтобы мы почувствовали запахи весны?

— Какой вы представляете себе черемуху? (Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью.)

— Найдите во второй строфе слова, которые сближают стихотворение С. Есенина с народными песнями.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Можно ли сказать, что произведения, которые вы прочитали, были «звуковые», а стихотворение С. Есенина — «зримое»? Подтвердите словами из текста.

— Почему стихотворения поэта проникнуты любовью к природе?

— Какое из произведений живописи иллюстрирует произведение А. Майкова, а какое — произведения И. Соколова- Микитова, С. Есенина?

— Какое настроение создают художники? Созвучно ли оно лирическим текстам?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения С. Есенина. (Можно выбрать другое стихотворение из его сборников.) Нарисовать иллюстрации к стихам этого раздела. Найти и прочитать другие стихи поэтов по теме.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений С. Есенина, рассматривание иллюстраций к ним.)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте стихотворение.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

— Как вы думаете, о чем здесь говорится? (О черемухе.)

— Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Прочитайте стихотворения, которые вы подготовили дома.

— Прочитайте на с. 144 учебника название следующего стихотворения С. Есенина, которое мы будем сегодня изучать. («С добрым утром!»)

— Можно ли сказать о настроении поэта? Какое оно?

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» самостоятельно, проверьте свои предположения.

— Вы были правы в своих предположениях?

— Прочитайте стихотворение еще раз. Какие слова вам были непонятны?

ЗАТОН — длинный и мелкий речной залив (слово-синоним — заводь).

ПЛЕТЕНЬ — забор.

— Прочитайте первые строчки. Как их нужно читать?

— Почему поэт говорит про звезды, что они задремали? Как называется этот прием? (Олицетворение.)

— Найдите еще олицетворение. (Зеркало задрожало, свет румянит, березки улыбнулись и растрепали косы, крапива обрядилась и шепчет.)

— Найдите слова, которые помогают почувствовать утренний ветерок.

— Как показывает поэт, что утро действительно доброе?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над стихотворением «С добрым утром!»

— Прочитайте несколько раз стихотворение С. Есенина. Почувствовали ли вы, как просыпается природа?

— Нарисуйте устно три картины: «Рассвет», «Просыпаются березы», «Шепчет крапива».

(Учащиеся работают самостоятельно.)

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какую интонацию вы выберете? Какой темп чтения будет соответствовать содержанию?

(Учащиеся готовятся, а затем выразительно читают стихотворение.)

2. Работа по репродукциям картин

— Рассмотрите репродукцию картины В. Борисова-Мусатова «Весна».

Виктор Борисов-Мусатов (1853—1902) — русский художник. В 1901 г. он пишет картину «Весна» — полотно акцентирует внимание зрителя не на каком-либо действии, а на цвете, музыкальности линий. Главное Достоинство этой работы — совершенная гармония.

— Что вы о ней можете сказать?

— К какому произведению она подходит? Поясните свой ответ.

— Какое настроение создает художник? Созвучно ли оно лирическим текстам?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Какое из изученных нами стихотворений вам больше всего понравилось?

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «С добрым утром!».

Автор: Кутявина Светлана Владимировна