Уроки литературного чтения в 3 классе. В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: формировать понятие литературная сказка; учить сравнивать литературную и народную сказки; познакомить с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»; учить работать с повествовательным текстом: определять тему, основную мысль, содержание произведения, находить жанровые особенности сказки, давать характеристику героев, сравнивать их поступки; работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять понятия добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка.
Оборудование: мультимедиапроектор, художественный фильм «Морозко», выставка книг по теме урока.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте медленно, четко выговаривая каждое слово. Прохлопайте ритм.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно.
Чтоб было всем понятно.
— О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)
— Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.
(Расстановка логических ударений.)
— Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
— Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
III. Проверка домашнего задания
— Дома вы разделили сказку на смысловые части. Совпали они с пунктами плана, предложенного авторами учебника?
— Перескажите сказку по получившемуся плану.
— Какие иллюстрации вы приготовили?
IV. Работа по теме урока
— Какое произведение мы сегодня будем изучать? (Сказку В. Одоевского «Мороз Иванович».)
— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?
— Что вы знаете о писателе Владимире Федоровиче Одоевском? (См. материал для учителя.)
— Прочитаем сказку В. Одоевского на с. 76—84 учебника.
— Передайте ваши впечатления от прочитанного.
— Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а веревка оборвалась, ведро упало в колодец.)
— Кто ей встретился и о чем ее попросил? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили потрясти.)
— Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить.)
— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? (Руки ее окостенели и пальчики побелели.)
— Сколько вопросов задала девочка старику? (Три вопроса. Про зеленую травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)
— Какая сказка вспомнилась вам и почему? (Сказка «Морозко».)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?
(В ходе обсуждения этого вопроса ведется запись на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего: волшебный персонаж (Морозко и Мороз Иванович), героини резко противопоставляются по характеру, в финале одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.)
— Чем различаются эти сказки?
(Работа со сводной таблицей. Над первыми тремя пунктами идет коллективная работа. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текстов обеих сказок.)
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
Падчерица и родная дочь | Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья |
Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить | Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама |
На пути героиням Не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу | Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность |
В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо | В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность |
«Морозно» | «Мороз Иванович» |
Родная дочь ведет себя грубо, невежливо | Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость |
Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает | Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана |
(В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель В. Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку.)
VII. Рефлексия
— Вспомните, чем вы занимались на уроке. Что у вас особенно хорошо получалось?
— Когда вы испытывали трудности?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие пословицы отражают основную мысль сказки? Прочитайте их. Что в них общего и чем они различаются?
• Бог терпел и нам велел.
• Носи платье — не сметывай, терпи горе — не сказывай.
• Терпение и труд все перетрут.
• Пока солнце взойдет — роса очи выест.
• Час терпеть — век жить.
• Терпи, казак, атаманом будешь.
— Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда?» Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?
Домашнее задание
Читать сказку В. Одоевского. Нарисовать иллюстрацию к ней.
Материал для учителя
Владимир Федорович Одоевский (1803—1869) — писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Родился в Москве, образование получил в Московском университетском благородном пансионе. В 1823—1825 гг. был председателем организованного им общества «Любомудры», сыгравшего заметную роль в разработке на русской почве философской теории искусства. После подавления восстания декабристов, напуганные репрессиями, его члены распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены его председателем. В 1824—1825 гг. вместе с В.К. Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», а позже — журнал «Московский вестник», был соредактором пушкинского «Современника». В 1826 г. переехал в Петербург, был директором Публичной библиотеки и Румянцевского музея. С 1861 г. — сенатор. В художественном творчестве Одоевский выступал как признанный мастер фантастических и романтических повестей. Одоевский являлся одним из основоположников русского музыкознания. Он был первым истолкователем творчества М.И. Глинки, обосновывал самобытность русской музыки. Автор ряда музыкальных сочинений. Участвовал в деятельности русского музыкального общества, в создании Петербургской и Московской консерваторий. Он был видным педагогом, написал несколько учебников. Уже в преклонном возрасте начал изучать стенографию, интересовался тюремной реформой. «Смеются надо мною, что я всегда занят! — записал он в дневнике. — Вы не знаете, господа, сколько дел на сем свете…»
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте жужжащим способом.
Вежливость
Не груби, не задавайся —
Чаще людям улыбайся,
Помогай, когда сумеешь,
Быть внимательным старайся!
Помни: добрые поступки
Обязательно вернутся,
И к тебе другие люди
С добротою отнесутся!
— Научитесь читать скороговоркой.
— Научитесь читать красиво, без ошибок.
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— О каком качестве человека вы читали стихотворение? (О вежливости.)
— Назовите черты характера, которые народ ценит. (Доброта, честность, трудолюбие и т. п.)
— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? («Мороз Иванович».)
— Назовите героев этой сказки.
— Прочитайте тему урока. Определите его цель и задачи. Чему мы будем учиться? (Сравнивать героев.)
Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем учиться давать характеристику героев сказки.
IV. Работа по теме урока
— Что такое олицетворение? Прочитайте определение на с. 85 учебника, проверьте правильность своего ответа.
— Как звали девочек? (Рукодельница и Ленивица.)
— Почему автор дал девочкам такие имена? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел-, т. е. все умеет делать руками. А слово «Ленивица» от слова лень.)
— Только ли именами отличаются героини? Сравните их поступки.
— Как к девочкам относится Мороз Иванович?
— Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?
— Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают.)
— В прямом или переносном смысле употребил его автор? (В прямом.)
— Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». (Это основная мысль сказки.)
— Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку? Найдите их.
— Какие иллюстрации вы приготовили к уроку? Расскажите о том, что вы изобразили.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.
(Работа в паре.)
— Найдите опорные слова.
(Можно записать их на доске.)
— Перескажите текст.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
— К какому виду сказок относится «Мороз Иванович»?
— Что же в этой сказке волшебного?
— Найдите в сказке троекратный повтор.
— Где в сказке добро, а где зло?
— Что победило?
— Соотнесите основную мысль сказки с пословицей.
Кто любит труд, того люди чтут.
— Чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Читать сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка. Принести к уроку сборники сказок.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна