Контрольная работа по литературному чтению, 3 класс. Великие русские писатели

Поделиться:

Литературное чтение в 3 классе

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: предметные: самостоятельно читать произведения русских писателей; метапредметные: оценивать свои достижения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге; личностные: находить выход из спорных ситуаций.

Оборудование: тексты контрольной работы.

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Контрольная работа

Вариант 1

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.

У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что это та самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль

Вопросы и задания

1. Где происходит действие?

а) на реке

б) в лесу

в) на заливном поле   +

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения.

а) повесть                в) сказка

б) рассказ   +           г) пьеса

4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? Запишите.

6. Сформулируй основную мысль текста.

7. Объясните значение слов и выражений.

Яростно (машут) — (быстро, сильно, резко).

Валять дурака — (дурачиться, резвиться).

Попасть в переплет — (оказаться в затруднительном положении, попасть в трудную ситуацию).

Вариант 2

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!»

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обрашал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

«Ага, — думаю, — значит, здесь!» Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев

Вопросы и задания

1. Где происходит действие?

а) в лесу

б) в поле

в) на болоте     +

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения.

а) повесть                 в) сказка

б) рассказ    +           г) пьеса

4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.

5. Сформулируйте основную мысль текста.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. (Брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.)

7. Объясните значение слов и выражений.

Притаился — (спрятался, затих).

Солнце уже зашло — (скрылось).

II. Подведение итогов урока

(Во второй части урока можно провести защиту выполненных ранее проектов либо заслушать сообщения о писателях тех учащихся, которые не выступали на предыдущих уроках.)