Литературное чтение в 3 классе
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты: предметные: самостоятельно читать произведения русских писателей; метапредметные: оценивать свои достижения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге; личностные: находить выход из спорных ситуаций.
Оборудование: тексты контрольной работы.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Контрольная работа
Вариант 1
— Прочитайте текст, выполните задания к нему.
Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.
Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.
Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.
У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.
Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что это та самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.
Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.
Ю. Коваль
Вопросы и задания
1. Где происходит действие?
а) на реке
б) в лесу
в) на заливном поле +
2. Как бы вы озаглавили текст?
3. Определите жанр этого произведения.
а) повесть в) сказка
б) рассказ + г) пьеса
4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.
5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? Запишите.
6. Сформулируй основную мысль текста.
7. Объясните значение слов и выражений.
Яростно (машут) — (быстро, сильно, резко).
Валять дурака — (дурачиться, резвиться).
Попасть в переплет — (оказаться в затруднительном положении, попасть в трудную ситуацию).
Вариант 2
— Прочитайте текст, выполните задания к нему.
Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.
Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.
Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!»
Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обрашал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?
Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.
Темно скоро будет. Пора домой.
Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.
«Ага, — думаю, — значит, здесь!» Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.
Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.
Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.
Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.
Г. Снегирев
Вопросы и задания
1. Где происходит действие?
а) в лесу
б) в поле
в) на болоте +
2. Как бы вы озаглавили текст?
3. Определите жанр этого произведения.
а) повесть в) сказка
б) рассказ + г) пьеса
4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.
5. Сформулируйте основную мысль текста.
6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. (Брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.)
7. Объясните значение слов и выражений.
Притаился — (спрятался, затих).
Солнце уже зашло — (скрылось).
II. Подведение итогов урока
(Во второй части урока можно провести защиту выполненных ранее проектов либо заслушать сообщения о писателях тех учащихся, которые не выступали на предыдущих уроках.)