Конспекты уроков литературного чтения по ФГОС, 4 класс. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В.А. Жуковский «Спящая царевна». Сравнение сказок
Цели: познакомить обучающихся со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев, сравнивать сказки народные и литературные; формировать умения анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; обучать грамотному выразительному чтению; воспитывать культуру речи, слушания, высказывания, эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст; развивать память, речь, логическое мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой Формации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо
жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, аудиозапись сказки.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
На море-окияне,
На острове Буяне,
Стоит бык печеный
В одном боку быка нож точеный,
А в другом — чеснок толченый.
— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, с интонацией удивления, восхищения, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Разгадайте кроссворд. Для этого нужно отгадать загадки.
По горизонтали:
1. Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Ласково.) (Петушок.)
2. Живу в лесу и на лугу,
Я порчу в огороде грядки
И удираю без оглядки. (Заяц.)
3. Я увидел свой портрет.
Отошел — портрета нет. (Зеркало.)
5. Белым цветет,
Зеленым висит,
Красным падает. (Яблоко.)
По вертикали:
4. Волна в озере встает —
двойка белая плывет. (Лебедь.)
— По ответам кроссворда попробуйте вспомнить все сказки, которые написал Александр Сергеевич Пушкин. (Примерный ответ. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
— Какие сказки вы читали?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Знакомство со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Учащиеся слушают аудиозапись, по ходу чтения отмечая карандашом непонятные слова.)
Каковы ваши впечатления от услышанного?
— Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?
— Какие слова и выражения были непонятны?
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— К какому виду можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?
— Кому нравится читать стихи Александра Сергеевича, поднимите руки. А кому — сказки?
— Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?
Домашнее задание
Перечитать сказку. Читать другие сказки А.С. Пушкина.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Сказка леса
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса…
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий…
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса…
Г. Галина
— Понравилось вам стихотворение?
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой, выразительно.
III. Работа по теме урока
— О чем рассказывает нам автор?
— Как вы поняли название стихотворения «Сказка леса»?
— О каких сказочных явлениях природы говорит нам автор?
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Кто его автор?
— Прочитайте тему урока, определите его задачи. («Особенности литературной сказки».)
— Назовите главный вопрос урока, на который мы должны ответить.
— К какому жанру мы отнесем произведение А.С. Пушкина?
— Почему мы решили, что это сказка? {Сам автор сказал об этом в названии.)
— К какому виду можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?
В основе этого произведения — народная сказка, рассказанная няней и записанная Пушкиным в Михайловском. Многие эпизоды придуманы поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха королевича Елисея. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — одна из самых замечательных, лиричных, гуманных, добрых сказок. ;
— Чем отличается русская народная сказка от литературной?
Заполним таблицу.
Сказка | |
народная | литературная |
Автор | |
Народ | Конкретное лицо (он творец) |
Форма | |
Существует в устной форме | Создается в письменной форме |
Сказка | |
народная | литературная |
Наличие вариантов | |
Каждая сказка существует в нескольких вариантах (каждый рассказчик может вносить изменения) | Внесение изменений не допускается |
Время создания | |
Определить невозможно | Известно |
Жанр | |
Народная сказка ограничивается определенным жанром: • волшебная • бытовая • о животных | Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных и даже фантастику |
Как вы думаете, есть ли связь между народной сказкой и литературной?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Над чем вас заставил задуматься поэт? В чем основной смысл произведения? (Выборочное чтение.)
— Дома вы должны были прочитать сказку. Найдите отрывки, соответствующие иллюстрациям в учебнике, прочитайте их выразительно.
VI. Рефлексия
Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Что роднит литературную сказку с народной? Чем они различаются?
— Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?
— Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас задуматься?
Домашнее задание
Перечитать сказку, найти и выписать эпитеты, относящиеся к царице и к царевне.
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.
Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делайте давку!
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).
III. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока, определите его задачи. (Ответы детей.)
Верно, мы сегодня будем учиться давать характеристику героев произведения.
(Работа со словарями.)
— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлых уроках. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
— Скажите: что мы можем узнать из названия? (Мы можем узнать, что это сказка, ее герои — царевна и семь богатырей.)
— Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля.
Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги, герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.
— Докажите, что это сказка, а не былина.
— Каковы специфические особенности былины? Кто ее герой? Какое время отражает былина? Где происходят события? О каких событиях рассказывается? (В былине: автор неизвестен, место действия — Русь, время действия — например, время правления Владимира Красное Солнышко, время расцвета Киевской Руси, герои — богатыри, князь, события реальные, конец произведения — победа богатыря в неравной борьбе)
— Что можете сказать об особенностях сказки? (В народной автор неизвестен, а в литературной известно его имя, место действия — волшебный мир, время действия — в давние времена, герои — сказочные персонажи, события — вымышленные, конец произведения — торжество добра над злом.)
— Вспомните все признаки сказки. (Зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка.)
— Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)
— Давайте вспомним значение слов добро и зло.
(Дети объясняют своими словами, как они понимают значение слов, затем находят значение слов в словаре С.И. Ожегова.)
— Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои — царица и царевна.)
— Какие синонимы вы подберете к эпитетам, записанным на доске? (Своенравный — своевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий — отвратительный, гнусный; желанный — долгожданный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумленный — удивленный.)
— Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам жданный и грешен? (Жданный — нежданный; грешен — безгрешен.)
— Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы начнете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения (чистое поле, парус одинокий).)
— Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый. (Чтение до слов «Но невеста молодая…» и анализ сказки. Беседа по вопросам.)
— Что вы узнали из начала сказки?
— Отчего умерла царица?
— Найдите описание новой царицы.
— Как понимаете выражение и умом и всем взяла?
— Объясните значение слов ломлива и своенравна. (Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)
— Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)
— Что значит «нраву кроткого такого…»? (Нрав —характер, душевные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.)
— Какое приданое приготовлено царевне?
— Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадебном обряде; вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.)
— Что узнала царица от зеркальца?
— Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
— Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни?
— Как вы понимаете значение выражения черная зависть? Чем отличается от белой зависти?
— Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?
— К чему привела черная зависть в сказке?
— Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)
— О царице? (Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой — от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)
— Подумайте, кто из наших героев положительный, а кто — отрицательный. (Царица — отрицательная героиня, а царевна — положительная.)
— Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)
— Ребята, а как можно определить: злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Беседа по вопросам.)
— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме. Что она стала делать?
— О каких чертах характера это говорит?
— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?
— Как богатыри узнали, что в их доме кто-то есть?
— Как царевне жилось у богатырей?
— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?
— Как братья пришли свататься к царевне?
— Почему она им отказала? Какой она была?
— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?
(Чтение по ролям.)
— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев. (Характеристика героя сказки.)
— Составьте характеристику любого героя сказки по плану. План
1. Где живет герой?
2. Внешний облик героя.
3. Какие поступки совершает?
4. Какой характер у героя?
5. Как к герою относится автор?
6. Ваше отношение к герою.
(После подготовки слушают несколько ответов.)
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— Как, в виде кого представлено зло?
Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и распределяют в нужную группу.)
— Как автор относится к главным героиням? Докажите.
Домашнее задание
Читать сказку. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Ход урока 4
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего задания. Вы нарисовали иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они посвящены.
— Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые точно раскрывают их содержание. (Ученики по очереди представляют классу нарисованные иллюстрации к отрывкам и объясняют их связь с содержанием сказки.)
III. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока, определите его задачи.
— Прежде чем мы займемся главной задачей на уроке: делением сказки на части, проверим, как вы ориентируетесь в ней. Я включаю отрывок из мультипликационного фильма по сказке, а вы озвучиваете его (можно с помощью учебника).
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Деление сказки на части
— Поделите текст на части, работая в паре. Получившийся план запишите в тетрадь.
Примерный план
1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.
2. «Царь женился на другой».
3. «Но царевна молодая… между тем росла…»
4. «А царевна все ж милее…»
5. «…вот Чернавка в лес пошла».
6. «Будь нам милая сестрица».
7. «Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить».
8. «…нищая черница ходит по двору с клюкой…»
9. «В руки яблочко взяла».
10. «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»
11. «За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет».
12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».
13. «Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили».
— Устно сделайте иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумайте: о чем важном хотел сказать автор в каждой части; какие слова помогают представить будущий рисунок; что именно нужно изобразить и почему.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Какие события в сказке вы можете назвать сказочными, вымышленными, а что могло быть на самом деле?
— Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас задуматься.
Домашнее задание
Подробно пересказать одну из частей сказки.
Ход урока 5
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
— На какие вопросы мы должны ответить сегодня? (Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют в сказке?)
— Прочитайте самостоятельно пословицы, записанные на доске.
• Где счастье родится, там и зависть плодится.
• Завистливый по чужому счастью сохнет.
• Не мил и белый свет, когда милого нет.
• Сердцу не прикажешь.
• Смерть злым, а добрым вечная память.
— Как вы понимаете их смысл? К каким героям и в каких ситуациях относятся данные пословицы?
(Учащиеся высказывают свое мнение, подтверждая цитатами из сказки.)
— На прошлых уроках мы говорили с вами, что в сказке добро побеждает зло. Как Пушкин показывает добро и зло в сказке?
— Мы с вами сделали вывод, что она близка к народным сказкам по сюжету и композиции. В основе — борьба добра и зла. Добрым всегда помогают все силы волшебные. Что я имею в виду, о чем хочу сказать? Продолжите мою мысль. (О волшебном зеркале, что умело говорить, яблоке, усыпившем царевну, ветре, месяце и солнце, которые отвечали Елисею, чудесном пробуждении царевны.)
— Прочитайте по ролям, как царица разговаривала со своим зеркалом.
— К каким волшебным помощникам обращался королевич Елисей? Перечитайте их разговоры.
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
— Перескажите сказку по частям.
V. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VI. Подведение итогов урока
— Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки?
— К чему приводят гордыня, зависть и чрезмерное любование собой?
— На чьем месте вы бы не хотели оказаться?
— Что для этого нужно?
Домашнее задание
Найти и прочитать сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Ход урока 6
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворные строчки.
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!
В.А. Жуковский
— Прочитайте жужжащим способом.
— Прочитайте шепотом.
— Прочитайте тихим голосом, с ускорением.
— Прочитайте выразительно.
— О чем это стихотворение, как вы поняли?
— Узнали, чьи это строчки и откуда они? {Из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Старая колдунья ушла, а оставшаяся добрая чародейка, чтобы спасти царевну, сказала, что царевна не умрет от укола веретена, а только заснет на 300лет. А как проснется, будет счастливо жить без забот.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Работа по теме урока
— Какую сказку вы прочитали дома?
— Понравилась ли она вам?
(Ученики высказывают свое мнение.)
В Царском Селе бал. Один из гостей обратился к Жуковскому:
— А правда ли, что вы обратились к низкому жанру? Мы вами весьма разочарованы. Сказка — это для простолюдинов.
— Позвольте возразить вам, — мягко заговорил Жуковский. — В сказках видна и душа народа русского, и его мудрость. Они богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок, Нынче летом мы с Пушкиным устроили состязание — сочиняем стихотворные сказки на народные сюжеты.
Так были написаны «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» и «Сказка о царе Берендее» В.А. Жуковского.
Для написания «Спящей царевны» Жуковский взял сюжет сказки братьев Гримм, которую незадолго до этого перевел с немецкого языка. Однако его сказка получилась русской.
— Что именно делает ее такой? (Имена героев, детали быта, картина сельской местности.)
— Назовите главных героев сказки В. Жуковского. (Царевна, двенадцатая чародейка, хромоногая, старая, злая колдунья, заколдовавшая царевну, царский сын — царевич, поцелуем разбудивший царевну ото сна.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Сравнение сказок.)
— Сейчас вы проведете сравнительный анализ этих двух сказок. Обговорим критерии сравнения.
Автор, название сказки, положительные герои, отрицательные герои, основные события, концовка, язык.
(Дети работают самостоятельно. Проверка выполненной работы.)
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Определите основную мысль сказки В.А. Жуковского.
— Какая еще сказка похожа по сюжету? («Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.)
— Что вы можете об этом сказать? Какой вывод сделать?
Домашнее задание
Читать сказки А.С. Пушкина.
Автор: Кутявина С. В.