Литературный праздник в 3 классе. Великие русские писатели

Поделиться:

Урок литературного чтения в 3 классе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Литературный праздник

Цели: учить осмысленно читать произведения великих русских писателей; формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах, интерес к чтению высокохудожественных текстов; учить работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), с книгой (находить нужную книгу в библиотеке, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге).

Планируемые результаты: предметные: самостоятельно читать произведения русских писателей, определять главную мысль в тексте, последовательность событий, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге; личностные: находить выход из спорных ситуаций.

Оборудование: портреты и выставка книг изученных авторов, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

(Ученик и ученица под музыку читают стихи.)

Ученик.

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий.

Ученица.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни —

Как быть Человеком

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

— Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем сегодня говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.

II. Работа по теме урока

1. Разгадывание кроссворда

Литературный праздник в 3 классе. Великие русские писатели

По вертикали:

1. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой.)

4. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийский юнкеров. (Лермонтов.)

5. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин.)

7. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов.)

По горизонтали:

2. Чувство, которое вы испытывали при чтении были Л.Н. Толстого «Лев и собачка». (Печаль.)

3. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а… (Иносказательно.)

6. Язык, которым первым овладел А.С. Пушкин. (Французский.)

8. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. (Басня.)

— Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздник. (Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой.)

— Творчество какого писателя мы не изучали в этом разделе? (М.Ю. Лермонтова.)

— Кто из этих писателей создавал сказки, рассказы, басни? Где вы будете искать информацию?

2. Заповеди в пересказе Л.Н. Толстого

— Откройте учебники на с. 62. Вы уже знаете, что Лев Николаевич Толстой заботился о том, чтобы дети росли добрыми и отзывчивыми. Он пересказал заповеди, которые даны в Евангелии. Прочитаем их.

— Подумайте, легко ли любить того, кто тебя обижает.

3. Сообщение о Льве Николаевиче Толстом

(На фоне плавной музыки учитель или ученики рассказывают о писателе.)

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд — вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо — неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздники в церковь…

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.

Граф вышел на крыльцо — плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.

Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. «Не называйте меня “ваше сиятельство”, — сказал он, — меня зовут… (Львом Николаевичем), так и зовите меня».

— Вы правильно догадались, о ком идет речь. Перечислите I рассказы этого писателя, которые вам запомнились.

— Знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками? Сейчас и мы поиграем в эту игру.

4. Игра «Метелица»

(Учащиеся встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны: это означает метель; они поют.)

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки заметет.

Ай, жги, ай, жги, говори.

Скоро все она дорожки заметет.

(Делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, пристегивают.)

Запряжем мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, ай, жги, говори.

В лес поедем за дровами поскорей.

(Вприпрыжку бегают все быстрее.)

Рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до леса докатим.

Ай, жги, ай, жги, говори.

И скорехонько до леса докатим.

(Внезапно останавливаются, идут медленнее — приехали в лес.)

Топорами мы ударим дружно враз,

Только щепочки по лесу полетят.

(Руками показывают, как рубят лес, валят деревья, обрубают сучья. В конце концов все устали от работы.)

А из леса мы тихонько пойдем

И в ладоши так пришлепывать начнем.

А ногами-то притоптывать все враз.

Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

5. Викторина по басням И.А. Крылова

…Ох! Басни — смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари!

А. С. Грибоедов

— Определите, из какой басни цитата.

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей».)

 

«Соседка, перестань срамиться… —

тебе ль с Слоном возиться?» («Слон и Моська».)

 

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?»   («Любопытный»)

 

«Соседка, слышала ль ты добрую молву?..

Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?»   («Мышь и Крыса».)

 

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» («Свинья».)

 

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас —

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило». («Стрекоза и Муравей».)

 

«Не радуйся, мой свет…

И не надейся по-пустому». («Мышь и Крыса».)

 

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки». («Слон и Моська».)

 

«В Кунсткамере, мой друг!

Часа там три ходил…» («Любопытный».)

 

«Я не приметила богатства никакого». («Свинья»)

 

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» {«Чиж и Голубь».)

 

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица».)

 

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак».)

 

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)

 

«Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

Задело просто взяться». («Ларчик».)

6. Викторина по творчеству А.С. Пушкина

— Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)

— Когда он родился? (6 июня 1799 г.)

— Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

— Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? («За морем синица…», «По улице мостовой…».)

Кто сказал (ну, без подсказки):

«Что за прелесть эти сказки!»?

Ну что ж, отправляемся смело вперед,

Нас пушкинских сказок ждет городок.

— Узнайте сказку по картинке.

1. Бочка. («Сказка о царе Салтане…».)

— Прочитайте отрывок.

(Ученики читают отрывок, связанный с этим предметом.)

2. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

3. Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

4. Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

5. Петушок. («Сказка о золотом петушке».)

— Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется прочитать?

III. Подведение итогов праздника

— Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время наших уроков?

— Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?

Автор: Кутявина Светлана Владимировна