МЦКО по литературе 8 класс февраль-март 2024 демоверсия

Поделиться:

МЦКО по литературе 8 класс февраль-март 2024 демоверсия. МЦКО диагностическая работа по литературе 8 класс февраль-март 2024 демоверсия (задания и ответы). Диагностическая работа проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся 8-х классов по литературе и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения. Период проведения – февраль-март

Примеры некоторых заданий из варианта

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания 1–2.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит ещё желанье,
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(А.С. Пушкин. «К Чаадаеву»)

1. Прошедшее время юности лирического героя раскрывается через сопоставление со сном, с утренним туманом («Исчезли юные забавы,//Как сон, как утренний туман»).
Как называется средство художественной выразительности, основанное на образном сопоставлении предметов или явлений?
Ответ: _________________.

2. Укажите три верных утверждения, раскрывающих содержание стихотворения.
1) Стихотворение написано в жанре послания и посвящено современнику, близкому другу поэта, писателю и философу.
2) В стихотворении раскрывается патриотическая тема, поэт воспевает идеи свободы и служения Родине.
3) Главной темой стихотворения является ностальгия по прошедшему времени, лирический герой грустит по утрате юных игр.
4) Стихотворение можно отнести к любовной лирике, потому что лирический герой говорит о томительном ожидании «верного свиданья».
5) Стихотворение посвящено вере в светлое будущее России, поэтому его можно отнести к гражданской лирике.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент стихотворения и выполните задания 3–4.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно…
(А.С. Пушкин. «Зимнее утро»)

3. В приведённом фрагменте стихотворения природные явления вьюга, мгла наделяются свойствами живого существа: «вьюга злилась», «мгла носилась».
Как называется подобный приём?
Ответ: _________________.

4. Укажите три верных утверждения, раскрывающих содержание стихотворения.
1) Лирический герой стихотворения А.С. Пушкина радуется чудесному зимнему утру, восторгается морозом и солнцем.
2) Лирический герой просит красавицу стать звездой севера и идти навстречу Авроре.
3) В стихотворении противопоставляется ясное солнечное утро и вчерашняя непогода, во фрагменте есть описание картины «чудесного» дня и вечерней вьюги.
4) Лирический герой погружён в тяжёлые думы, злость и одиночество, он упрекает красавицу в печали.
5) В стихотворении ярко раскрывается отношение лирического героя к адресату: «друг прелестный», «пора, красавица, проснись».

Прочитайте фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания 5–6.

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла.
Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи.
Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас
такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал
торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились
совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную
помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич
нахмурился.
– Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил
подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних
полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать.
Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию,
находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что
не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по
крайней мере из очень неприятного положения.
– Хорошо, – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то
вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему
мой заячий тулуп.
– Помилуй, батюшка Пётр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему
твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака, в первом кабаке.
– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью
ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то
барская воля, а твоё холопье дело не спорить и слушаться.
– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым
голосом. – Ты видишь, что дитя ещё не смыслит, а ты и рад его обобрать,
простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на
свои окаянные плечища. <…>
Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам.
Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был
чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки
и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас
господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». Он пошёл в
свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду
Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своём вожатом
и о заячьем тулупе.
(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

5. Почему «бродяга был чрезвычайно доволен» подарком, ведь тулуп тут же затрещал по швам? Укажите два верных утверждения.
1) Вожатый доволен, что сумел обмануть молодого барина и выпросить у него тулуп и деньги.
2) Пугачёв дразнит Савельича и радуется, что сумел обобрать несмышлёного барчонка.
3) Бродяга тронут милосердием Гринёва, несмотря на то, что тулуп оказался ему мал.
4) Гринёв своим подарком проявил благодарность по отношению к бродяге, которому дорог не тулуп, а человеческое участие.
5) Бродяга рад: заячий тулуп можно продать и выручить за него хорошие деньги.

6. Установите соответствие между персонажами романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их поступками: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

ПЕРСОНАЖИ
A) Пётр Гринёв
Б) Емельян Пугачёв
В) Капитан Миронов

ИХ ПОСТУПКИ
1) назначает Швабрина комендантом Белогорской крепости
2) слушает сказку про орла и ворона
3) скрывает в своём доме сироту
4) обвиняет самозванца в преступлениях и погибает

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: A Б В