Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Начало истории человечества» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цель: дать учащимся представление о жизни первобытных людей.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, толковые словари, карточки с названиями эпох.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Итоги проверочной работы
— Что получилось?
— Что не получилось?
— Какое задание вызвало трудность?
— Какое задание было интересным?
— Какой вывод для себя сделали, закончив изучение раздела?
— Что еще захотели узнать по этой теме?
2. Тест
1. Главные полевые культуры:
а) овощные
б) зерновые +
в) фруктово-ягодные
2. Что из чего получают? Расставьте правильно буквы.
Крахмал из …, ткани из …, масло из….
а) лен
б) картофель
в) подсолнечник
3. Карп является одомашненной формой:
а) толстолобика
б) сазана +
в) карася
4. Какая из профессий относится к животноводству?
а) овощевод
б) санитар
в) зоотехник +
5. Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?
а) занесены в Красную книгу
б) используются человеком как лекарственные средства
в) имеют сорта, выведенные человеком +
6. Кто не является защитником урожая?
а) божья коровка
б) муха +
в) златоглазка
7. Установите соответствия. Соедините стрелками понятия.
полеводство пионы, тюльпаны
овощеводство рожь, кукуруза
цветоводство яблоня, абрикос
плодоводство морковь, томат
8. Как называется большое количество лошадей, коров, гусей? (Учитель может использовать задания теста 7 «Растениеводство, животноводство» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)
III. Самоопределение к деятельности
— Догадайтесь, о каком учебном предмете идет речь.
Изучаем мы природу и сезоны года,
Птиц, животных, насекомых, местную погоду.
Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,
Со знаниями нашими нигде не пропадем. («Окружающий мир».)
— Вы сегодня принесли вторую часть учебника «Окружающий мир». О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав еще одну загадку.
Всем известно, что она
И чудес, и тайн полна.
На чужих ошибках учит
И вовеки не наскучит! (История.)
— Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке — истории? (Высказывания детей.)
Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды В лишения, но горести и несчастья перемежались радостными событиями. История — это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.
IV. Открытие нового знания
1. Работа со словарем
— Выясним, что такое история.
(Ученики работают в группах со словарями разных авторов.)
История — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. Это область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением прошлого.
История — это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История — очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти 2,5 тыс. лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.
— Подведем итог, сформулируем свое определение. (История — наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили. В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе.)
2. Знакомство с учебником
— Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.
(Ученики просматривают содержание, называют разделы.)
— Какая тема вас заинтересовала больше всего?
(Ученики перечисляют понравившиеся темы.)
— Анализируя содержание, что вы еще можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)
— Откройте учебник на с. 204. Сколько тем проектов предлагается авторами учебника? (15тем.)
Я вам предлагаю дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из них, также можно придумать свою тему проекта. На следующем уроке вы расскажете о своем выборе и, может быть, объединитесь в группы.
— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Страницы всемирной истории».)
— Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел. (Ученики читают текст.)
3. Работа по учебнику
С. 4
— Прочитайте тему урока: «Начало истории человечества»! Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О первобытных людях.)
— Прочитаем, о чем узнаем, чему научимся.
(Ученики читают первый абзац на с. 4.)
— Как мы узнали о первобытных людях? (Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)
— Вспомните, как называют этих ученых. (Археологами.)
— Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Каких? Найдите ответ в учебнике. (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени.)
(Учитель вывешивает на доску карточки с названиями эпох.)
— И мы начинаем изучение истории с первобытной истории. Самостоятельно узнайте новую информацию из текста на с. 5—6 учебника, сформулируйте 2—3 вопроса к тексту. | (Ученики работают самостоятельно.)
V. Первичное закрепление
Игра «Ты — мне, я — тебе»
(Ученики задают свои вопросы по тексту, выбирают того, кто ответит на данный вопрос.)
— Почему первобытные люди жили группами? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.)
— Для чего они изготавливали орудия труда? (Чтобы разделывать, разрезать шкуру животного.)
— Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)
— Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? (Топор, молоток, игла, шило.)
— Почему огонь стал величайшим помощником для человека? (Учитель дополняет ответы детей.)
Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашелся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле Он стал использовать огонь для приготовления пищи — мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, чего нет в природе.
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 1 на с. 3. (Слово «археология».) Археология — наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.
2. Работа в парах
(Задание 2 на с. 3 рабочей тетради ученики выполняют в парах.)
— Рассмотрите рисунки на с. 5 учебника. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного. (Примерный ответ. По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче. Так же как и современный человек, древний ходил прямо. В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу. По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши. Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше развит орган обоняния. В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем мозга.)
Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами, современных людей, и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
3. Творческая работа
— Используя рисунок на с. 4 учебника, составьте рассказ о первобытном человеке.
4. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7 учебника.)
IX. Рефлексия
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 4—7 учебника.
2. Выполнить задания 3, 4 на с. 4 рабочей тетради.
Дополнительный материал
Поиски предков
Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.
«Осколки» далекого прошлого лежат, как правило, глубоко в земле! Человек всегда интересовался этими находками, хотя часто не мог дать им правильную оценку. Еще в VI в. до н. э. вавилонский царь Набонид начал раскопки, чтобы найти глиняные таблички с надписями, оставленные предшествующими поколениями. Древние греки и римляне, обнаруживая кости умерших животных (мамонты, носороги и др.), считали их останками доисторических героев. Иногда над ними сооружали курганы и храмы.
История человечества началась с каменных орудий. Долгое время к ним относились с подозрением, называя «ведьмиными стрелами», и не изучали. Положение изменилось в начале XIX в. В 1837 г. француз Буше де Перт нашел в земле на глубине 7 м каменное рубило и объявил, что это орудие древнего человека. Хотя ему не поверили, он продолжал собирать коллекцию и делать зарисовки. Затем энтузиаст издал пятитомное собрание их описаний, но оно никого не заинтересовало.1 Другие археологи часто находили огромные кости, и таких находок становилось все больше. Стало ясно, что человеческий род появился сотни тысяч лет назад и жил во времена огромных вымерших живот — мамонтов, похожих на нынешних слонов, но покрытых длинной густой шерстью.
Это случилось в Испании, в провинции Сантандер, в 1879 г. У охотника на лугу вдруг исчезла собака. Он услышал ее лай откуда-то из-под земли. Оглянувшись, человек увидел нору, стал ее раскапывать и… провалился в пещеру. Ее назвали Альтамира. Позднее, проводя исследования, археолог Марселино де Саутуола нашел там каменное орудие. На пятый год археологических работ он взял с собой дочку Марию. Девочка забралась в глубь пещеры, куда взрослый мог попасть, лишь согнувшись, и вдруг закричала: «Быки, нарисованные быки!» Когда отец пролез в сужающийся коридор и поднял голову, то увидел красочные изображения быков, которые сплошь покрывали потолок пещеры. Эти рисунки были созданы 12-40 тыс. лет назад.
Спустя 42 года в пещере Ля-Мут во Франции также были обнаружены рисунки каменного века. В центре еще одной находилось 30 глиняных фигур зверей. На фигуре медведя вместо головы был прикреплен настоящий медвежий череп. И на каждой из них были видны следы от ударов каменными копьями и дротиками. Вероятно, древние люди имитировали в этой пещере сцены охоты, стараясь заручиться поддержкой сил природы в том, что охота будет удачной. Так были открыты тайные святилища древнейших людей.
В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк на юго-западе Франции четыре ученика старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в расположенный неподалеку средневековый замок. Внутри оказалась еще одна дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь. Чуть не упав, зажег фонарик, ахнул и позвал остальных. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели какие-то огромные звери.
Придя в себя, ребята догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнесся к их рассказу недоверчиво, но, когда сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения.
Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи».
В Китае в пещере Ждоукоудянь найдена стоянка первобытного человека, появившаяся около 500 тыс. лет назад. Здесь люди тысячи лет беспрерывно жгли костер, на месте которого постепенно образовалось несколько метров золы. Значит, люди уже тогда пользовались огнем, но добывать его было трудно, поэтому они постоянно поддерживали его. А на стоянке Чесованджа в Восточной Африке археологи нашли остатки костра, зажженного около 1,4 млн лет назад!
Человек добывал огонь во время извержения вулкана или стихийных пожаров. Однако такие события происходили нечасто, и нужно было круглосуточно беречь огонь от ветра и дождя, регулировать высоту пламени, заботиться о топливе. Для этого люди стали объединяться в коллективы, одни заготовляли дрова и дежурили у огня, другие охотились третьи растили потомство.