Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: Н. Н. Носов «Заплатка»
Цели: познакомить с рассказом Н. Н. Носова «Заплатка»; развивать навыки составления плана к тексту; активизировать словарный запас; расширять лексический опыт.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Объяснение значения слова «рассказ».
Рассказ — небольшое произведение, в котором автор описывает события, которые бывают в жизни.
2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка» по плану:
1) Смородиновые черенки.
2) Подготовка грядки.
3) Долгожданный день.
3. Работа по содержанию рассказа.
— Почему все хвалили девочку?
— Какую работу выполняла Таня?
III. Знакомство с биографией H. H. Носова.
— Николай Николаевич Носов родился 1908 году в Киеве. Писал он в то же время, когда писали К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, С. Михалков. Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Н. Носов писал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Федина задача», «Замазка» и др.). В 1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Но Н. Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 г. получил Государственную премию за свои повести и рассказы.
IV. Знакомство с рассказом Н. Носова «Заплатка».
1. Отгадывание названия рассказа.
ЗАЛ – Л + ПЛАТОК – О + А
2. Первичное знакомство с рассказом (чтение учителем и хорошо читающими учащимися).
V. Работа по содержанию.
1. Беседа по вопросам.
— Как зовут героя рассказа?
— С чего начинается рассказ?
— Как вы думаете, почему Бобка дорожил своими штанами?
— Как он их порвал?
— Почему Бобка пошел на улицу в рваных штанах?
— Подумайте, почему мама не помогла сыну?
— Когда и почему Бобке стало стыдно?
2. Найди и прочитай.
— Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте.
— Что Бобка говорит иголке? Почему?
— Понравилась ли Бобке его работа?
— С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?
— Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу.
— Как он работал во второй раз?
— Найдите слова, с помощью которых автор говорит нам, что Бобка очень старался.
— Как ребята отнеслись к работе Бобки?
— Каким вы себе представляете Бобку?
VI. Восстановление плана и пересказ.
1. Повторное чтение про себя.
2. Восстановление плана:
• Разговор с мамой (3)
• Гордость Бобки (6)
• Замечательные штаны (1)
• Нелегкое дело: (5)
— первая попытка;
— вторая попытка
• «Какой же ты солдат?» (4)
• Дырка (2)
VII. Работа с пословицами.
— Выберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа:
1) Маленькое дело лучше большого безделья.
2) Какие труды, такие плоды.
3) С кем поведешься, от того и наберешься.
4) Терпение и труд все перетрут.
VIII. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить пересказ по плану, нарисовать иллюстрацию к каждому пункту (задание выполняется группой: распределяют, кто к какому пункту плана будет рисовать иллюстрацию).