Носов «Заплатка». Конспект урока, 2 класс. Начальная школа 21 века

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: Н. Н. Носов «Заплатка»

Цели: познакомить с рассказом Н. Н. Носова «Заплатка»; развивать навыки составления плана к тексту; активизировать словарный запас; расширять лексический опыт.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Объяснение значения слова «рассказ».

Рассказ — небольшое произведение, в котором автор описывает события, которые бывают в жизни.

2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка» по плану:

1) Смородиновые черенки.

2) Подготовка грядки.

3) Долгожданный день.

3. Работа по содержанию рассказа.

— Почему все хвалили девочку?

— Какую работу выполняла Таня?

III. Знакомство с биографией H. H. Носова.

— Николай Николаевич Носов родился 1908 году в Киеве. Писал он в то же время, когда писали К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, С. Михалков. Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Н. Носов писал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Федина задача», «Замазка» и др.). В 1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Но Н. Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 г. получил Государственную премию за свои повести и рассказы.

IV. Знакомство с рассказом Н. Носова «Заплатка».

1. Отгадывание названия рассказа.

ЗАЛ – Л + ПЛАТОК – О + А

2. Первичное знакомство с рассказом (чтение учителем и хорошо читающими учащимися).

V. Работа по содержанию.

1. Беседа по вопросам.

— Как зовут героя рассказа?

— С чего начинается рассказ?

— Как вы думаете, почему Бобка дорожил своими штанами?

— Как он их порвал?

— Почему Бобка пошел на улицу в рваных штанах?

— Подумайте, почему мама не помогла сыну?

— Когда и почему Бобке стало стыдно?

2. Найди и прочитай.

— Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте.

— Что Бобка говорит иголке? Почему?

— Понравилась ли Бобке его работа?

— С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?

— Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу.

— Как он работал во второй раз?

— Найдите слова, с помощью которых автор говорит нам, что Бобка очень старался.

— Как ребята отнеслись к работе Бобки?

— Каким вы себе представляете Бобку?

VI. Восстановление плана и пересказ.

1. Повторное чтение про себя.

2. Восстановление плана:

• Разговор с мамой (3)

• Гордость Бобки (6)

• Замечательные штаны (1)

• Нелегкое дело: (5)

— первая попытка;

— вторая попытка

• «Какой же ты солдат?» (4)

• Дырка (2)

VII. Работа с пословицами.

— Выберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа:

1) Маленькое дело лучше большого безделья.

2) Какие труды, такие плоды.

3) С кем поведешься, от того и наберешься.

4) Терпение и труд все перетрут.

VIII. Итог урока.

Домашнее задание: подготовить пересказ по плану, нарисовать иллюстрацию к каждому пункту (задание выполняется группой: распределяют, кто к какому пункту плана будет рисовать иллюстрацию).