Нравственный классный час, 3 класс

Поделиться:

Классный час в 3 классе

Классный час в 3 классе на тему «Услышать сердце человека»

Задачи

1. Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.

2. Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «милосердие».

Оборудование: мелодия песни «Услышать сердце человека»; памятки для каждого ученика.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

(Прослушивание песни «Услышать сердце человека».)

Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора. Только что прозвучала мелодия песни «Услышать сердце человека». Там есть такие слова: «Услышать сердце человека возможно только в тишине…» Сегодня мы попытаемся понять, что значит услышать сердце человека и как можно его услышать.

— Как вы думаете, в каком значении употребляются слова «Услышать сердце человека…» — в прямом или переносном, имеют ли они еще какой-то смысл? Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое? (Дети отвечают.)

Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека — значит услышать, понять его мысли, переживания, радость или боль, прикоснуться к святая святых — человеческим чувствам.

Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введем их в свой активный словарь и будем часто к ним возвращаться, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения — в добрые, красивые поступки. Итак, сегодня мы познакомимся с понятиями воспитанность, такт, милосердие.

(Учитель записывает слова на доске.)

Как много зависит от окружающих нас людей! Наше хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости окружающих, плохое — от их раздражительности, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.

Вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Возможно, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша или кто-то напряженно работает за письменным столом.

Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Еще в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: «Услышать сердце человека возможно только в тишине…»

Понятие «воспитанный человек»

Учитель. А сейчас попробуем раскрыть понятие воспитанный человек. Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Все это несовместимо с понятием «воспитанный человек».

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел.

— Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему?

(Дети отвечают.)

Предлагаю решить нравственную задачу. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путем, без драки, ссоры, слез.

(Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.)

— Хотелось бы напомнить вам слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа». Как вы их понимаете?

(Дети отвечают. Учитель пишет на доске следующее высказывание.)

Давайте прочитаем и запомним еще одни замечательные слова: «Мое тело — моя территория, чужое тело — чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».

(Дети хором читают эти слова с доски и записывают в тетрадь.)

Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьезные последствия. Пережитые обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных болезней — результат грубости, хамства, равнодушия.

Как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться? (Дети отвечают.)

— Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность.)

Правила воспитанного человека надо выполнять всегда — и даже когда вас никто не видит. По тому, как вы ведете себя дома, в школе, на улице, судят о вашей семье, родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своей семьи и школы. Всегда думайте об этом.

Такт

Учитель. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности — вежливо улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и все-таки оставаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта. Что же такое такт?

В переводе с греческого «такт» — это «легкое прикосновение». Говорят: один человек тактичный, а другой бестактный. Такт — это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это легкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствия, жалости или внимания.

Послушайте отрывок из рассказа В. Сухомлинского.

У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали.

Не раз бывало — проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый!

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

— Наш папа выздоровел.

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики.

— Наш папа выздоровел, — сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

— Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

Учитель. Почему заплакала Катя? (Дети отвечают.)

Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде.чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации.

(Учитель дает каждому ученику памятку, дети читают ее вслух и при необходимости обсуждают каждый пункт.)

Памятка

Тактичный человек:

• не хвастается;

• не выясняет отношений в присутствии посторонних;

• не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

• терпим к недостаткам и слабостям других людей;

• никогда не рассказывает другим чужих тайн;

• в разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы ему об этом напомнить;

• не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

Слово — очень сильное оружие. Бывает, что случайно оброненное слово переворачивает всю жизнь человека, запоминается им на всю жизнь и причиняет много страданий. Обращайте внимание на позы людей, их мимику, жесты — зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза собеседника, ведь глаза — это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них могут отражаться радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Проявляйте побольше сочувствия к окружающим людям. Итак, такт — это чувство меры, сочувствие, чуткость, деликатность.

Милосердие

Учитель. А как вы понимаете слово «милосердие»? От каких слов оно образовано? (Милое сердце.)

— А что значит милое сердце? [Доброе, жалостливое, сострадающее.)

Раньше медицинских сестер называли сестрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем — добрым, жалостливым, чутким.

Я читала об одной женщине, замечательной мастерице. Однажды она прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила еще 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это милосердие!

Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живется, хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счет деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим жилось лучше. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что выросшие дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершают предательство — они забыли свой долг перед родителями, которые их вырастили. Быстро идет время, скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители — слабыми и старенькими. Не совершайте предательства по отношению к своим родителям.

А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже? (Дети высказывают свое мнение.)

Послушайте рассказ.

1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом, сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тетю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемета, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.

— А вы в этом случае на чьей стороне? Тети или девочки? (Дети отвечают.)

Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость — подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их такими. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит, и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. А чем их лечить? Добротой, сердечностью, душевностью.

Милосердие — понятие емкое, оно включает в себя незлобивость, человеколюбие, благотворительность, сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность, мягкосердечность.

Подведение итогов

Учитель. Решите такую нравственную задачу.

• Людям очень нужны…

• Людям очень мешают…

(Дети по цепочке заканчивают высказывания.)

Наш разговор окончен. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря.

Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения. Воспитанность, тактичность, милосердие — три кита, которые поддерживают роскошь человеческого общения.

— Так каким надо быть, чтобы услышать сердце человека? (Дети отвечают.)

Практическое задание «Письмо маме»

Учитель. В роли добрых волшебников приступим к практической деятельности незамедлительно. Предлагаю вам написать письмо своему близкому человеку: маме, бабушке, папе, другу. Но письмо не простое, слова и текст надо продумать, чтобы они были частичкой вашей души, добра, а человеку после прочтения вашего послания стало тепло.

Дополнительный материал

Сделав доброе дело, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», — гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой- либо выгоды или ответного поступка. Если научитесь этому, вы — богатый человек.

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение. Доброта, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Жук на ниточке

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни. В общем, вредят, как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом. Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели. Тряхнешь дерево — и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает. Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело. Вдруг дедушка как крикнет:

— Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся:

— Это же вредитель!

— Знаю, что вредитель.

— Чего же вам жалко?

— Мне, — отвечает дедушка, — тебя жалко!

— Меня?!

— Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

— Чего же меня жалеть, если я человек?

— А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков? Даже вредителей?

Э. Шим

Вопросы для анализа рассказа

— Какие чувства возникли у вас после прочтения?

— Поразмышляйте о поступке мальчика.

— Прокомментируйте последнюю фразу дедушки.

— Какой смысл вы вкладываете в слово «зло»? (Нечто дурное, вредное.)

— Какие синонимы у этого слова? [Беда, несчастье, неприятность.)

* * *

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Доброта

(муз. И. Лученка, сл. Н. Тулуповой)

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта — не пряник, не конфета.

 

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

 

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

 

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Объяснение смысла пословиц, комментирование

• Добро век не забудется.

• Доброе дело само себя хвалит.

• Себялюб никому не люб.

• Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.

• От добра добра не ищут.

• Худо тому, кто добра не делает никому.

• За добро добром и платят.

(Дополнительный вопрос: а если не заплатили, тогда как поступать?)

Дарите радость людям

(муз. А. Пахмутовой, сл. Н.Добронравова)

1. Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Есть на свете командиры

И волшебники добра.

Припев:

Мы счастье всем добудем,

Волшебники удачи…

Дарите радость людям,

Дарите радость людям!

Чтоб стать самим богаче,

Дарите радость людям!

2. Чтоб была светлее старость,

Чтоб не плакать малышам,

Мы разносим людям радость

По забытым адресам. Припев.

3. Двери, окна и калитки

Открываешь сердцем ты…

Платят золотом улыбки

За волшебные труды.

Припев.

Высказывания писателей о доброте

• «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Мигель Сервантес

• «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». Жан Жак Руссо

• «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». Вильям Шекспир

• «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях». Влез Паскаль

• «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Лев Толстой

• «Знания должны увеличиваться с добротой». Фазиль Искандер

• «Лучшее, что храню в себе, — это живое чувство к добрым людям». Михаил Пришвин