Открытый урок по литературному чтению «Лужа». С. Ольтин, 2 класс

Поделиться:

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса

Автор: Гартман Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов СОШ №10.  Республика Казахстан, г. Экибастуз

Данный материал предназначен для учителей начальных классов по предмету «Литературное чтение».

Цель: познакомить учащихся с новым произведением, расширять круг чтения, расширять активный  и пассивный  словарь  детей;

— закреплять и развивать умение прогнозировать и анализировать,

развивать креативность мышления, учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события, способствовать развитию  творческого воображения, развивать чувство юмора;

— формировать способность формулировать нравственные суждения; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Задачи:

— Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;  развития умения кратко излагать свои мысли  устно  и  письменно.

— Создание условия для развития у школьников  основных психических процессов – памяти, внимания, мышления; мелкой моторики рук.

— Создание условий для  развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Ход урока

I  Организационный момент.

— Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

— Сегодня у нас необычный урок.  Давайте познакомимся. К нам пришли гости, поприветствуйте  их.

-Улыбнитесь друг другу. 

Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

— Каким вы хотите видеть наш урок?

— Что для этого нужно?

 -Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

II. Проверка домашнего задания. Давайте с вами повторим то, что вы проходили по разделу «Весна в окно стучится»

а) Работа с АИС

б) Тесты

1. В каком произведении автор наделил Весну человеческими качествами:

а) А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

б) Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» +

в) С.Козлов «Март»

2. Прочитай. Из какого произведения слова? Выбери правильный ответ:

Вскоре безжизненная веточка зазеленела. А потом на ней появились светло-лиловые цветы. Вся веточка покрылась цветами.

а) Ю. Яковлев «Мама» +

б) С.Козлов «Март»

в) Е. Благинина  «Загадка»

3. Как называется это явление природы:

Лед идет.

Вышел на берег народ.

Смотрит, как река играет,

Лед в кусочки разбивает.

а) снегопад

б) таяние  снега

в) ледоход +

4. Кто является автором произведения «Сосулька»:

а) А. Сопыбеков +

б) И. Токмакова

в) И. Антонов

5. В каком произведении пни надвинули снежные шапки на самые брови?

а) А. Чехов «Весной»

б) Н. Сладков «Шапки долой!» +

в) С.Козлов «Март»

в) Проверка с доски.

-А теперь мы посмотрим, как  вы справились с работой. Напротив каждого правильного ответа поставьте знак +, теперь подсчитайте сколько получилось плюсов и запишите цифрой количество набранных баллов.

III. 1. Сообщение темы.

Сегодня на уроке литературного чтения вас ждёт встреча с новым произведением.

— Отгадайте, пожалуйста, загадку:

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.(Лужа)

2. Мозговой штурм. (Работа малыми группами.)

1) Вспомнить и записать все, что они знают, читали о лужах – самостоятельно ( в течении 3 минут)

2) В парах обменятся информацией и выработать общее понимание, которое они предложат группе

3) Тоже же самое в группе

4) Выброс на доску информации полученную от детей.

3. — А давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какое толкование дается этому слову в словаре.

Д.Н. Ушаков

Большой толковый словарь современного русского языка

ЛУ́ЖА-1. Небольшое углубление со скопившейся дождевой или подпочвенной водой. 2. Пролитая (на стол, на пол, на землю) жидкость. Значение слова «ЛУЖА» в толковом словаре Даля

ЛУЖА — лужица, калуга, калюжа, лыва, застойная вода, плоская яма, наполненная дождевою, снеговою водою

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка

ЛУ́ЖА 1. Небольшое углубление на почве, наполненное дождевой или подпочвенной водой. Лужи на дорогах.2. Пролитая на поверхность жидкость. Л. на полу.

Итог: мы высказали свое мнение, узнали лексическое значение слова в словаре. Лужи бывают:

В какое время года можно увидеть лужи? 

Отчего образуются лужи?

Какие бывают лужи? (размеры, прозрачность)  

Польза и вред которую приносят лужи 

3. В 1990 году в журнале «Трамвай» был напечатан веселый рассказ об одной луже, автором, которого является С. Ольтин 

А сейчас давайте подумаем и ответим на такой вопрос «О чем может быть произведение, имеющее такое название?»

— После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

 Чтение 1 части

— Как вы думаете, перепрыгнет  Ника лужу или нет?  (На партах листки настроения)

Выразите цветом настроение, которое овладело девочками, когда они увидели лужу?  (использование листка настроения)

Чтение 2 части (тревожить)

— Как вы думаете, как поступят девочки?

— Как девочка Ника оказалась в луже?

Как вы думаете на самом ли деле это весело?

ПОКАЖИТЕ листком настроения как изменилось настроение у Ники?

Чем лужа была недовольна?

ПОКАЖИТЕ листком настроения  какое настроение было у лужи до прыжка Ники? Какое стало после того, как девочка упала в лужу?

Чтение 3 части (А вот и да)

А что будет дальше? Предположите

Почему девочки обиделись на лужу?

Чего ждали девочки?

Почему лужа заволновалась?

Чтение 4 части

— Кому из вас жалко, что лужа высохла? Почему? Обозначьте своё настроение (листок настроения).

За что лужу назвали вредной?            

Какие еще слова подходят для описания лужи? (Вредная, настойчи­вая, невоспитанная, недовольная, упрямая…)

— А теперь давайте вернемся к нашему предположению «О чем может быть произведение, имеющее такое название?»

4. Рассматривание ил­люстрации в книге. Кого вы видите на этой иллюстрации? Что делают девочки?

Какой изобразил лужу художник? (недовольной)

(Найдите начало, развитие событий, концовку этого рассказа. Какая часть сюжета заставила вас слегка заволноваться? )

Какой прием использовал С. Ольтин, чтобы показать спор девочек и лужи?

Какой эпизод вызвал у вас смех?

— Как вы думаете, чего в этом произведении больше: сказочного или реального? Что в нём из сказки? Что могло быть на самом деле?

5. Проинсценировать это произведение

Установка до чтения: каким тоном нужно читать спор девочек и лужи? (Каким тоном, с каким темпом, громко или тихо)

Повторное чтение текста учащимися. (Работа в группах) – распределение ролей.(Ника, Яна, лужа, автор))

6. Как бы вы повели себя на месте девочек? Стали бы спорить?

Слушание ответов детей.

— Как можно было поступить девочкам, чтобы не было этого спора? (дощечку положить, прокапать канавку)

7. Синквейн.

Лужа.

Вредная, большая.

Ругается, спорит, высохла.

Быть внимательными к окружающим

Вода.

IV. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу

Над чем надо работать?

Заполнение отзыва о рассказе.

 

Дайте оценку своего труда на уроке.

Что сегодня удалось лучше?

V. Задание на дом: Если вам захотелось  продолжить знакомство с творчеством С. Ольтина, то вы можете найти его произведение в № журнала «Трамвай»

Попробуйте составить рассказ, чтобы в нем было и невыдуманное и выдуманное.

«О фантике»

«Огрызок яблока»

«Лопнувший воздушный шарик»

«Исписанная тетрадь»