Первый урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Вводный

Цели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ориентироваться в учебнике, находить нужный раздел в содержании, строить предположения на основе названия о содержании раздела, находить в словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение».

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в учебнике; понимать условные обозначения; находить нужный раздел в содержании учебника; предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены.

Оборудование: учебник, творческая тетрадь, магнитная азбука, текст речевой разминки (на карточках или на доске), карточки с загадками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

— А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— О какой книге идет речь? (Об азбуке.)

Мы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название учебника на обложке. Как вы понимаете название «Литературное чтение»? (Ответы детей.)

— На обложке написано «Часть первая». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.)

— Почему авторы выпустили этот учебник в двух частях? (Чтобы легче было носить.)

— Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здоровье. А как вы будете обращаться с учебной книгой?

(Дети вспоминают правила обращения с книгой.)

— Прочитайте фамилии авторов учебника на обложке.

— А сейчас откройте учебник на с. 3. Прочитаем обращение авторов.

(Читают хорошо читающие ученики или учитель).

— О какой части пути говорят авторы?

— Почему они называют ее самой трудной?

— Что вы сейчас можете сделать сами? (Приоткрыть дверь в удивительный мир, где живут книги.)

— В какую страну мы с вами отправимся? (В страну Литературию.)

— Чему авторы хотят научить вас?

— Давайте познакомимся с условными обозначениями, которые вам встретятся в этой книге.

(Дети рассматривают значки и читают, что они обозначают.)

— Вы увидели значок «работаем в творческой тетради». Возьмите ее в руки. Назовите авторов. (Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти.)

— Что вы заметили? (Фамилия автора повторяется на обложках учебника и творческой тетради.)

— Откройте творческую тетрадь. Рассмотрите условные обозначения. Сколько их? (Четыре.)

— Сколько условных обозначений в учебнике? (Семь.)

— Сравните, где больше и на сколько. (Больше значков в учебнике, на 3.)

— Отличаются ли значки в тетради от значков в учебнике? (Нет, они одинаковые).

— Прочитайте обращение автора к ученикам в творческой тетради.

— Что вы узнали из текста?

(Дети отвечают с помощью текста.)

V. Физкультминутка

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте пословицу.

• Возьми книгу в руки — не будет скуки.

— Как вы понимаете ее смысл?

— Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.)

Для этого в каждой книге есть содержание, или оглавление. Откройте содержание в конце учебника.

— Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы помещены в первой части учебника.

— Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела? (Учащиеся читают названия разделов и пытаются комментировать.)

— Разгадайте шараду.

Начало деревом зовется,

Конец — читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке ведь они. (Буквы.)

— Отгадайте загадку.

Поселились мудрены

В застекленные дворцы,

В тишине наедине

Открывают тайны мне. (Книги.)

— А вот еще одна загадка.

У стены — большой и важный —

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

— Добавьте слово в рифму, окончите стихотворение.

Модельеры любят Гошу,

Потому что он хороший.

Сочинил он им сонет,

Значит, вырастет… (поэт).

О. Емельянова

— Догадайтесь, о какой книге идет речь.

Он — всем книгам голова,

Знает, что бывает,

Если к двум прибавить два,

И словарные слова

Он не забывает.

В нем найдешь ответ готовый

На свои вопросы:

Что там пишется в «корове»?

Что едят на завтрак совы?

Где летают осы?

Ты читал немало книг

И знаком, конечно, с ним. (Учебник.)

О. Дружкова

— С каким учебником вы познакомились на уроке?

— Как нужно обращаться с книгами?

— Как найти в книге нужное произведение?

VII. Рефлексия

— Предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на своем первом уроке литературного чтения. (Ответы детей.)

— Как вы понимаете слово «учиться»? Что это значит? (Если сам что-то делаешь и не получается, надо, во-первых, понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

— А кто понял, как пользоваться учебником?

— Чем еще, кроме учебника, мы будем пользоваться?

— Кто запомнил условные обозначения, которые используются в учебнике и творческой тетради?

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему вы учились сегодня?

Домашнее задание

Принести свою любимую книгу. Подготовить краткое сообщение о том, кто ее автор, о чем она.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна