Конспект урока литературного чтения «О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с творчеством О. Полонского; учить сравнивать художественный и научно-познавательный текст, находить общее и различия, находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданным автором образ, работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения), составлять собственное высказывание; работать в группе.
Планируемые результаты: предметные: определять в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); метапредметные: составлять собственный текст, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные» проявлять бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука!
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Подберите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное по значению в правой.
Держать ухо востро Держать язык за зубами
Сидеть сложа руки Воды в рот набрать
От рук отбиться Ворон считать
Во всю ивановскую (кричать) Своим горбом жить
На чужой шее сидеть Не покладая рук
Лясы точить В руки взять
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Составьте слова.
ауМьврнеои (Муравьиное.)
аБбчоак (Бабочка.)
уарейМв (Муравей.)
стар Нов (Царство.)
(Ученики составляют слова из магнитной азбуки на доске.)
— Попробуйте по этим словам определить тему и цели урока.
IV. Проверка домашнего задания
— Расскажите ваши истории про то, как Муравьишке помогала Бабочка.
V. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 115 учебника название произведения, рассмотрите иллюстрации к тесту. Предположите, о чем будет это произведение.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Текст О. Полонского «Муравьиное царство» на с. 115—116 читают учитель и хорошо читающие ученики.)
— Понравился ли вам текст?
— Что вы из него узнали о муравьях?
— Найдите в тексте опорные слова и выражения. С их помощью попробуйте составить краткий рассказ о муравьях.
— Сравним два произведения о муравьях — В. Бианки и О. Полонского. Какой из них можно отнести к научно-познавательному тексту и поместить в энциклопедию? Почему?
— Заполним таблицу.
Критерии | В. Бианки «Приключения Муравьишки» | О. Полонский «Муравьиное царство» |
Жанр | Художественный рассказ | Научно-познавательный рассказ |
Тема | О муравье | О муравьях |
Основная мысль | Испытания Муравьишки | Жизнь муравьев |
VIII. Рефлексия
— Что вы сегодня узнали на уроке?
— За что бы вы похвалили себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
IX. Подведение итогов урока
— Найдите интересную информацию в научно-познавательной литературе о том, о ком вам захотелось узнать, пользуясь изданиями с нашей выставки.
— Какие интересные рассказы вы сейчас читаете?
Домашнее задание
Найти интересную информацию о жизни муравьев в научно-познавательной литературе. Составить рассказ о встрече Муравьишки и Стрекозы. Представить, что Муравьишка — это вы, описать самого интересного «извозчика» и рассказать о своих впечатлениях.