План-конспект урока литературного чтения в 3 классе. Полонский «Муравьиное царство»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения «О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с творчеством О. Полонского; учить сравнивать художественный и научно-познавательный текст, находить общее и различия, находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданным автором образ, работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения), составлять собственное высказывание; работать в группе.

Планируемые результаты: предметные: определять в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); метапредметные: составлять собственный текст, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные» проявлять бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука!

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Подберите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное по значению в правой.

Держать ухо востро                      Держать язык за зубами

Сидеть сложа руки                       Воды в рот набрать

От рук отбиться                            Ворон считать

Во всю ивановскую (кричать)      Своим горбом жить

На чужой шее сидеть                   Не покладая рук

Лясы точить                                  В руки взять

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Составьте слова.

ауМьврнеои (Муравьиное.)

аБбчоак (Бабочка.)

уарейМв (Муравей.)

стар Нов (Царство.)

(Ученики составляют слова из магнитной азбуки на доске.)

— Попробуйте по этим словам определить тему и цели урока.

IV. Проверка домашнего задания

— Расскажите ваши истории про то, как Муравьишке помогала Бабочка.

V. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 115 учебника название произведения, рассмотрите иллюстрации к тесту. Предположите, о чем будет это произведение.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Текст О. Полонского «Муравьиное царство» на с. 115—116 читают учитель и хорошо читающие ученики.)

— Понравился ли вам текст?

— Что вы из него узнали о муравьях?

— Найдите в тексте опорные слова и выражения. С их помощью попробуйте составить краткий рассказ о муравьях.

— Сравним два произведения о муравьях — В. Бианки и О. Полонского. Какой из них можно отнести к научно-познавательному тексту и поместить в энциклопедию? Почему?

— Заполним таблицу.

Критерии

В. Бианки «Приключения Муравьишки»

О. Полонский «Муравьиное царство»

Жанр

Художественный рассказ

Научно-познавательный рассказ

Тема

О муравье

О муравьях

Основная мысль

Испытания Муравьишки

Жизнь муравьев

VIII. Рефлексия

— Что вы сегодня узнали на уроке?

— За что бы вы похвалили себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

IX. Подведение итогов урока

— Найдите интересную информацию в научно-познавательной литературе о том, о ком вам захотелось узнать, пользуясь изданиями с нашей выставки.

— Какие интересные рассказы вы сейчас читаете?

Домашнее задание

Найти интересную информацию о жизни муравьев в научно-познавательной литературе. Составить рассказ о встрече Муравьишки и Стрекозы. Представить, что Муравьишка — это вы, описать самого интересного «извозчика» и рассказать о своих впечатлениях.