Конспект урока литературного чтения «Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); учить находить информацию в журнале; сравнивать журналы; работать с книгой и журналом (находить нужную книгу, журнал в библиотеке; прогнозировать произведение по обложке, учить находить нужное произведение в книге, в журнале).
Планируемые результаты: предметные: определять основную мысль произведения и последовательность событий в тексте, находить необходимую информацию в книге; метапредметные: ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги, журналы по обложке, сравнивать разные книги; личностные: обобщать информацию на основе фактов, составлять собственный текст по итогам исследования.
Оборудование: книги и детские журналы (учащиеся заранее находят и читают стихи и рассказы о природе разных писателей и поэтов; одно (внепрограммное) учат наизусть (это может быть стихотворение любимого поэта); учитель готовит стихи, загадки о природе; одно стихотворение тоже учит наизусть).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
• Вороненку гнездо — родимая хата.
• Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
— Прочитайте их орфографически (орфоэпически; шепотом; громко).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Ребята, рассмотрите нашу выставку. Что объединяет все книги и журналы? Как ее можно назвать?
— Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Примерный ответ. Не шуметь, чтобы не мешать лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если развели, то обязательно его хорошо затушить. Если увидели гнездо, нив коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его. И т. д.)
— Можете ли вы предположить, какая будет тема урока?
— Определите цели и задачи. Чему вы хотите научиться? На какие вопросы ответить?
IV. Работа по теме урока
1. Работа с выставкой книг
— По первым буквам каждого слова расшифруйте, что здесь написано. (Гусь, лягушка, улитка, хомяк, аист, рыба — глухарь.)
уГьс, кугашяЛ, каиУтл, оХкям, тиАс, бАры.
— Где мы можем найти произведения о глухаре? (В художественной и справочной литературе, в детских журналах.)
— Пользуясь представленной литературой, составьте рассказ об этой птице.
2. Рассказ о глухаре
Глухарь — одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище — вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа с загадками и стихами
— Разгадайте загадки.
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Березы.)
В бору, на яру
Стоит мужичок —
Красный колпачок. (Гриб.)
На пеньке живет семья:
Мама, папа, брат и я.
Дом один у нас, а крыша
Есть у каждого своя. (Опята.)
Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит. (Ветер.)
По какому признаку мы можем объединить все эти загадки? (Они о природе.)
— Еще раз рассмотрите книги, представленные на выставке. Что их объединяет? Чем они различаются?
— Какие из них научно-познавательные, а какие художественные? Как это можно доказать?
— По каким произведениям поставлены театральные спектакли, какие книги экранизированы?
— Расскажите о своей книге.
(Учащиеся представляют любимые книги.)
— А сейчас настало время послушать стихи, которые вы приготовили к уроку. Вспомните, как их надо читать.
(Выступления детей.)
— Я тоже приготовила к уроку стихотворение. Оно мне очень понравилось. Послушайте и вы его.
Распахну окно навстречу свету!
Тишь какая! Будто на века!
Нету, нету, понимаешь, нету
На земле красивей уголка,
Чем вот этот, сотни раз воспетый
Сотнями поэтов и певцов,
Где зимой — зима, а лето — летом,
А весна — так в щебете скворцов!
Если осень — ах, какая осень!
Тишь какая! Будто на века!
Все спалит и лишь не тронет сосен
Да седин у мамы на висках…
М. Зайцев
— Чем восхищается поэт? (Временами года.)
Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть свое любимое.
2. Литературная викторина «Времена года»
— О каких временах года писали поэты?
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. (О весне. Ф. Тютчев «Весенняя гроза».)
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. (О зиме. А. Пушкин «Зимний вечер».)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. (Об осени. М. Лермонтов «Осень».)
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем…
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба! (О лете. А. Майков «Летний дождь».)
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись. (О весне. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».)
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно… (О зиме. И. Суриков «Зима».)
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (О весне. А. Плещеев «Весна».)
— Молодцы. А какое любимое время года у вас? Поднимите руки, кому нравятся все времена года.
— А кому лето? зима? весна? осень?
Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.
Гляжу не нагляжусь на русское раздолье.
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
И детства боль, и в небе журавли… Россия,
Россия — нет слова красивей.
Любуюсь я тобой, дыханье затая.
Россия, Россия, Отчизна милая моя!
В ромашковом снегу широкая дорога —
По ней отец ушел в свинцовую пургу.
И памятник ему, торжественный и строгий,
Стоит теперь на волжском берегу.
Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность
И кланяюсь моим лесам, полям, лугам.
Возьми, моя земля, мой труд, любовь и нежность,
А в трудный час я жизнь тебе отдам!
Ф. Лаубе
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что бы вы себя похвалили?
— На какие вопросы вы получили ответы?
VIII. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, какова основная мысль представленных произведений?
— Какие книги Тима Собакина вы нашли в библиотеке?
— Представьте свои иллюстрации к стихотворению «Песни бегемотов».
Домашнее задание
Читать произведения о природе. Принести свой любимый детский журнал. (Можно подготовить презентацию по нему.)
Автор: Кутявина Светлана Владимировна