Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа
Цели: обобщить знания обучающихся по данному разделу; воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим; развивать память, творческие способности обучающихся;
проверить сформированность умения работать с тестом по изученному разделу.
Оборудование: КИМы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по разделу, который изучили, и проверим, насколько вы были внимательны. В конце урока подведем итог и определим, кто лучше всех учился, кто лучше знает материал.
III. Работа по теме урока
Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название? Например?
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
• Нe сиди сложа руки, так и не будет скуки.
• В добрый час молвить, в худой промолчать.
• Дружбу помни, а зло забывай.
(На размышление дается 2 мин.)
— Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?
• Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три дня.
• Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
• Ученику — удача, учителю — радость.
• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
• Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
• Нет милее дружка, чем родная матушка.
Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения и авторов. Вам нужно узнать их только по одной фразе.
1. «За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович». (А. Толстой. «Детство Никиты».)
2. «Слушаю я сказку — сердце так и мрет; а в трубе сердито ветер злой поет». (Я. Суриков. «Детство».)
3. «Взлетев кверху ногами, парашютист перевернулся». (Л. Гайдар. «Тимур и его команда».)
4. «Андрюша вышел с палкой на двор». (М. Зощенко. «Самое главное».)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Контрольная работа
Вариант 1
— Прочитайте текст. Выполните задания.
Джек-поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках — бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хозяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.
«Джек, на остановку!» — и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» — ведет в гастроном.
— Джек теперь мне взамен глаз! — не нахвалится своим поводырем бывший летчик.
Г. Юрмин
Вопросы и задания
1. Определите жанр произведения.
а) рассказ + в) сказка
б) басня г) стихотворение
2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
а) он отличался от всех внешним видом +
б) он всегда гулял с собакой
в) он гулял в одном и том же месте
3. По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста. («От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз».)
4. Как вы понимаете значение слова «поводырь»? (Поводырь — тот, кто помогает кому-либо идти, водит кого-нибудь.)
5. Кто стал верным другом бывшего летчика? (Собака Джек.)
6. Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?
7. Подберите синонимы к слову «выбоина». (Яма, ухаб, колдобина. )
8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
а) лаял на молодого человека
б) тыкался носом в колени пассажира помоложе +
в) начинал рычать на пассажира
9. Восстановите последовательность событий рассказа. (В, г, а, б, д.)
а) вместо палочки он держал за поводок собаку
б) Джек ведет к автобусу
в) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой
г) он лишился одной руки и обоих глаз
д) бывший летчик доволен другом
10. Определите главную мысль текста.
Вариант 2
— Прочитайте текст. Выполните задания.
Кукушка
Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовет: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
— Мама, мы тебе водички принесли.
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелется.
Вопросы и задания
1. Определите жанр произведения.
а) рассказ
б) басня
в) сказка +
г) стихотворение
2. Сколько детей было у матери?
а) трое
б) двое
в) четверо +
г) … (запишите свой вариант ответа)
3. Почему заболела мать?
а) простыла
б) заразилась
в) от тяжелой жизни +
г) … (запишите свой вариант ответа)
4. О чем просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста. («Детки, пересохло горло, принесите мне водички». )
5. Подберите синонимы к слову «чум». (Дом, жилище.)
6. В какую птицу превратилась мать? (В кукушку.)
7. Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?
а) русские
б) азербайджанцы
в) ненцы +
г)… (запишите свой вариант ответа)
8. Где происходили события?
а) в степи в) в пустыне
б) в лесу г) в тундре +
9. Восстановите деформированный план прочитанного текста. (Г, д, в, а, е, ж, б.)
а) превращение в птицу
б) навсегда бросила детей мать-кукушка
в) мать просит пить
г) не слушались дети матери
д) тяжело заболела мать
е) мать улетает
ж) дети просят вернуться
10. Определите главную мысль текста.
2. Проверка домашнего задания
— Какие мини-сочинения вы написали? (Слушают несколько из них.)
— Можно ли их включить в данный раздел?
VI. Подведение итогов урока
— Кто, по вашему мнению, лучше всех работал на уроке?
Домашнее задание
Читать веселые рассказы о детях.
Автор: Кутявина С. В.