Проверочная работа по литературному чтению, 4 класс

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа

Цели: обобщить знания обучающихся по данному разделу; воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим; развивать память, творческие способности обучающихся;

проверить сформированность умения работать с тестом по изученному разделу.

Оборудование: КИМы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по разделу, который изучили, и проверим, насколько вы были внимательны. В конце урока подведем итог и определим, кто лучше всех учился, кто лучше знает материал.

III. Работа по теме урока

Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название? Например?

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Нe сиди сложа руки, так и не будет скуки.

• В добрый час молвить, в худой промолчать.

• Дружбу помни, а зло забывай.

(На размышление дается 2 мин.)

— Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?

• Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три дня.

• Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.

• Ученику — удача, учителю — радость.

• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

• Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

• Нет милее дружка, чем родная матушка.

Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения и авторов. Вам нужно узнать их только по одной фразе.

1. «За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович». (А. Толстой. «Детство Никиты».)

2. «Слушаю я сказку — сердце так и мрет; а в трубе сердито ветер злой поет». (Я. Суриков. «Детство».)

3. «Взлетев кверху ногами, парашютист перевернулся». (Л. Гайдар. «Тимур и его команда».)

4. «Андрюша вышел с палкой на двор». (М. Зощенко. «Самое главное».)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Контрольная работа

Вариант 1

— Прочитайте текст. Выполните задания.

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках — бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хозяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» — и собака послушно ведет своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» — ведет в гастроном.

— Джек теперь мне взамен глаз! — не нахвалится своим поводырем бывший летчик.

Г. Юрмин

Вопросы и задания

1. Определите жанр произведения.

а) рассказ    +          в) сказка

б) басня                   г) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

а) он отличался от всех внешним видом     +

б) он всегда гулял с собакой

в) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста. («От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз».)

4. Как вы понимаете значение слова «поводырь»? (Поводырь — тот, кто помогает кому-либо идти, водит кого-нибудь.)

5. Кто стал верным другом бывшего летчика? (Собака Джек.)

6. Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?

7. Подберите синонимы к слову «выбоина». (Яма, ухаб, колдобина. )

8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

а) лаял на молодого человека

б) тыкался носом в колени пассажира помоложе      +

в) начинал рычать на пассажира

9. Восстановите последовательность событий рассказа. (В, г, а, б, д.)

а) вместо палочки он держал за поводок собаку

б) Джек ведет к автобусу

в) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

г) он лишился одной руки и обоих глаз

д) бывший летчик доволен другом

10. Определите главную мысль текста.

Вариант 2

— Прочитайте текст. Выполните задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовет: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелется.

Вопросы и задания

1. Определите жанр произведения.

а) рассказ

б) басня

в) сказка     +

г) стихотворение

2. Сколько детей было у матери?

а) трое

б) двое

в) четверо    +

г) … (запишите свой вариант ответа)

3. Почему заболела мать?

а) простыла

б) заразилась

в) от тяжелой жизни   +

г) … (запишите свой вариант ответа)

4. О чем просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста. («Детки, пересохло горло, принесите мне водички». )

5. Подберите синонимы к слову «чум». (Дом, жилище.)

6. В какую птицу превратилась мать? (В кукушку.)

7. Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?

а) русские

б) азербайджанцы

в) ненцы      +

г)… (запишите свой вариант ответа)

8. Где происходили события?

а) в степи                  в) в пустыне

б) в лесу                    г) в тундре       +

9. Восстановите деформированный план прочитанного текста. (Г, д, в, а, е, ж, б.)

а) превращение в птицу

б) навсегда бросила детей мать-кукушка

в) мать просит пить

г) не слушались дети матери

д) тяжело заболела мать

е) мать улетает

ж) дети просят вернуться

10. Определите главную мысль текста.

2. Проверка домашнего задания

— Какие мини-сочинения вы написали? (Слушают несколько из них.)

— Можно ли их включить в данный раздел?

VI. Подведение итогов урока

— Кто, по вашему мнению, лучше всех работал на уроке?

Домашнее задание

Читать веселые рассказы о детях.

Автор: Кутявина С. В.