Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Неопределенная форма глагола»
Пояснительная записка к уроку
Учитель: Головина Татьяна Сергеевна
Предмет: русский язык
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Класс 3
Автор учебника Н.В.Нечаева, Издательство «Учебная литература», 2012.
Продолжительность урока: 45 минут
По тематическому планированию урок № 67, №9 в разделе «Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода. Неопределенная форма»
Технологии: технология проблемного обучения, ИК-технологии, технология критериального оценивания.
Оборудование: учебник русского языка по системе Л.В. Занкова, компьютер, интерактивная доска Activ Board, флипчарты, выполненные в данной программе, индивидуальные карточки с заданием, карточки – заготовки к составлению кластера.
Цель: Познакомить с особенностями глаголов в неопределенной форме.
Задачи: развивать умение ставить вопрос к глаголу неопределенной формы, находить глаголы неопределенной формы в тексте, самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, развивать и обогащать речь детей, умение работать в паре и группе, умения слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Этапы урока | Содержательный материал |
|
| |
Мотивация на учебную деятельность
| Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
|
Рисунок 1. Пословица скрыта кнопкой. Объясните смысл пословицы.
| Обучающиеся воспринимают на слух пословицу, анализируют и сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
Эта пословица о трудолюбии. Если человек старается, то он может сделать почти невозможное (снег не горит) Нам нужно стараться делать в жизни все хорошо, в том числе учиться в школе.
| Личностные УУД: Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы.
|
| |
Почему на уроке вспомнили эту пословицу? |
| |||
Что необходимо вам делать, чтобы много знать? |
| |||
Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете стараться и благодаря старанию приобретете новые знания и умения. |
| |||
Актуализация знаний (ситуация успеха) | Рисунок 2. Задание: найти в тексте и подчеркнуть глаголы, определить число и время (текст написан на карточках)
| Обучающиеся самостоятельно узнают в тексте глаголы, как слова, обозначающие действия, в тексте и правильно определяют грамматические признаки глаголов. Задание мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы. | Познавательные УУД: Решение частной задачи, применение известного способа решения Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено, осознание качества усвоения знаний. |
|
В каком порядке вы будете выполнять это задание?
| 1. По вопросу определю, что это глагол 2. Подчеркну 3. Определю число 4. Определю время по вопросам. 5. Если это глагол прошедшего времени единственного числа, то определю еще и род. | Регулятивные УУД Умение планировать свою деятельность. |
| |
Как вы думаете, трудное задание вас ожидает? | Нет, так как мы уже хорошо умеем определять грамматические признаки глаголов. | Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
| |
Какие умения проверяем?
| Умение находить в тексте глаголы Умение определять число Умение определять время 1 Умение определять род в нужных глаголах |
| ||
| Эту работу вы должны оценить. Давайте подумаем, во сколько баллов можно оценить это задание?
| Умение находить в тексте глаголы 1б Умение определять число 1б Умение определять время 1б Умение определять род в нужных глаголах 1 б Итого 4 балла | Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Умение сохранять заданную цель, сохранение познавательной цели в и регулирование в течение всего процесса выполнения. |
|
| Самостоятельная работа обучающихся в карточках |
| ||
Проверьте, пожалуйста, вашу самостоятельную оценку задания (самооценка) |
|
| ||
Проверка выполненного задания | Перечислите все глаголы, которые вы выписали, оцените правильность выполненного задания | Обучающиеся перечисляют глаголы, оценивают | Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности |
|
Расскажите о каждом глаголе, оцените правильность выполненного задания | Обучающиеся определяют грамматические признаки каждого глагола, оценивают |
| ||
Кто доволен своим результатом? |
|
| ||
Возникновение и решение проблемной ситуации (открытие новых знаний) | Рисунок 3 Продолжите выписывать глаголы и определять грамматические признаки
|
| Регулятивные УУД: 1.Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 2.Высказывать предположения (гипотезы). Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование |
|
У всех ли глаголов вы определили время и число? | Нет |
| ||
С каким глаголом возникла проблема? | С глаголом нарушить |
| ||
Какое затруднение возникло? | Не смогли задать нужный вопрос
|
| ||
Почему у глагола нарушить не получается определить ни число ни время? |
| |||
Есть ли предположения, как можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число? | Обучающиеся высказывают предположения (гипотезы) |
| ||
Формулирование темы урока обучающимися | Итак, сформулируйте тему нашего урока
| Неопределенная форма глагола | Регулятивные УУД: самостоятельное (или с помощью учителя) формулирование темы урока. Познавательные УУД: подведение под понятие
|
|
Формулирование цели урока обучающимися с помощью учителя | Попробуйте определить цель урока | Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу. | Регулятивные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование цели урока |
|
Физминутка | Проводится электронная физминутка. В течение всего урока обращаю внимание на осанку, положение тетради на парте.
| Обучающиеся выполняют физминутку для глаз |
|
|
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы | Ребята, а может быть такой глагол всего лишь один в русском языке? | Думаем, что нет | Познавательные УУД: Выдвижение гипотез, их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, подведение под понятие. Коммуникативные УУД: Умение с с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка |
|
Я нашла одно стихотворение, вы, конечно, его все знаете, в котором много таких глаголов. Я начну его, а вы, если сможете, продолжите. · Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! |
|
| ||
Прочитайте последнее предложение
| Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! |
| ||
Давайте выпишем глаголы пока только из этого предложения. | Что делать? звать Что делать? ждать Что сделать? взять Что сделать? почитать |
| ||
| Какие вопросы ставили к этим глаголам? | Что делать? Что сделать? |
| |
Запишите эти вопросы. Чем они отличаются в написании? | В одном из них есть приставка С |
| ||
Чем похоже написание этих глаголов? Выделите его | Все глаголы имеют суффикс -ть.
|
| ||
Вспомните, что вы знаете об этом суффиксе
| Формообразующий суффикс, значит, в основу не входит |
| ||
Назовите грамматические признаки глаголов | Нельзя определить |
| ||
Значит, в какой форме стоят эти глаголы? | В неопределенной форме |
| ||
Как еще можно назвать эту форму? | Начальная форма глагола |
| ||
Именно в такой форме глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом, орфографическом, фразеологическом. Я и предлагаю вам вспомнить некоторые фразеологизмы, т. е устойчивые сочетания слов, которые мы употребляем в речи. |
|
|
| |
Рисунок 4.
(За белым прямоугольником скрыт ЧЬ) Прочитайте правило по модели. |
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?, имеют формообразующие суффиксы ть, ти. | Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
| |
Рисунок 5. Задание: по иллюстрации узнайте фразеологизм, можете сразу обсуждать с соседом.
Сесть в лужу – Оказаться в неловком, смешном положении. Зарубить на носу – запомнить Носить воду в решете – попусту тратить время. Взять быка за рога – смело и сразу взяться за самое главное в трудном деле. | В результате выполнения задания у обучающихся обогащается словарный запас слов, умение применять в жизненных ситуациях фразеологические обороты. Обучающиеся работают в парах.
Обучающиеся называют фразеологизм и сразу объясняют смысл, в каких ситуациях так говорят. | Коммуникативные УУД: Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
| |
| Как вы думаете, зачем я вспомнила про них? | Во всех фразеологических оборотах есть глагол в неопределенной форме |
|
|
| Докажите | Обучающиеся ставят вопрос к каждому глаголу. |
| |
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы (ТИ – еще один суффикс глаголов НФ)
| Рисунок 6. Задание на классификацию глаголов по временам
| Обучающиеся развивают умения различать личные формы глагола и неопределенную форму. | Познавательные УУД: Умение классифицировать объекты (слова) по заданному основанию, Построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
| |
| ||||
Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить? | Распределить по столбикам, по временам |
| ||
Каким умением вы здесь воспользуетесь? | Умение задавать вопрос к глаголу |
|
| |
| Обучающиеся выбирают глагол, задают вопрос к нему, определяют время и самостоятельно переносят в нужную колонку. |
| ||
| Обучающиеся участвуют в учебном диалоге, употребляют в речи усвоенные термины и в соответствии с темой. |
| ||
Какой глагол остался? | Нести |
| ||
Что можно сказать про этот глагол? | Этот глагол стоит в неопределенной форме. |
| ||
Чем он отличается от других глаголов в НФ? | У него нет суффикса ть. У глагола суффикс ти. |
| ||
Может быть, это не глагол неопределенной формы? | Глагол в НФ, так как отвечает на вопрос что делать? |
| ||
Сделайте вывод | У глаголов НФ есть еще и суффикс ти. |
| ||
Посмотрите внимательно на слова, эти слова я взяла из одного детского произведения. Подумайте, из какого произведения? | Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени» |
| ||
Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы (ЧЬ – часть корня) | Вспомним, за что злые волшебники превратили в стариков четверых учеников начальных классов? | За то, что они не берегли время, а тратили его попусту. | Личностные УУД: Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный рост ученика. Познавательные УУД: 1.Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию. |
|
Наверное. Вы тоже можете уже оценить ситуации, когда каждая минутка дорога. Например? | Обучающиеся приводят примеры |
| ||
Мы с вами работали с упражнением, где даны отрывки из этой сказки. Но некоторые предложения пропустили, потому что я вам сказала, что они для нас неинтересны. Так вот сегодня как раз они нам и стали интересны. |
|
| ||
Откройте учебник стр 149. Одна из целей нашего урока: развивать умение находить глаголы в неопределенной форме в тексте. Легко находить, когда их много. Труднее, когда в большом тексте их очень мало. |
| |||
За минутку вам надо постараться найти эти глаголы. Каждый глагол – 1 балл. Ребята, а как быстро в таком большом тексте найти все глаголы да еще и в неопределенной форме? | 1. Глагол обозначает действие предмета. 2. Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс ть | Познавательные УУД: Умение проводить анализ способов решения задачи и выбор наиболее эффективного способа. |
| |
Сколько глаголов нашли? Оцените | Обучающиеся называют количество глаголов в неопределенной форме. Самооценка – столько баллов, сколько ученик нашел в тексте глаголов. (Потерять, тратить, сберечь) | Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения собственного результата с эталоном, самооценка выполненного задания (прогностическая и ретроспективная) |
| |
Как вы письменно докажете себе, родителям, мне, что вы нашли глагол в неопределенной форме? | Зададим вопрос |
| ||
Поднимите руку те ребята, кто нашел все эти глаголы, не добавил лишние? Молодцы!!! Теперь поставьте то количество баллов, которое вы на самом деле заработали. | Оценка обучающимися выполненного задания |
| ||
| Какой глагол мог вызвать сомнение? | беречь | Познавательные УУД Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство, использование алгоритмического мышления |
|
Почему? | Нет суффикса ть. Но отвечает на вопрос глагола неопределенной формы |
| ||
Предположите, что обозначает ЧЬ? | Обучающиеся высказали предположения (гипотезы):
|
| ||
Как докажем, что такое ЧЬ? | Разберем по составу. |
| ||
Поработаете в парах. Разберите в этот глагол по составу и сделайте вывод. Он должен быть четким, коротким и ясным для всех.
| Обучающиеся работают в парах. Организуется исследовательская работа, в результате сделали вывод: ЧЬ – входит в корень. Значит, глагол неопределенной формы может оканчиваться на ЧЬ. | Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свои предложения, убеждать, уступать. Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
| |
Рефлексия
| Давайте вспомним цель нашего урока. | Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу | Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
|
|
Смогли мы достичь цели? | Да. Не можем сказать, что это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание. |
| ||
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?
| Да, по вопросам. Суффиксам и Чь. |
| ||
Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке? | У глагола есть неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ. Это часть корня. |
| ||
Неопределенная форма глагола хочет поделиться с вами стихотворением | У обучающихся обогащается словарный запас новыми терминами по теме. |
|
| |
Так как же называются глаголы, с которыми мы познакомились на уроке? | Инфинитив, глаголы неопределенной формы. |
|
| |
Ко мне летят лишь два вопроса, Какие это два вопроса? | Что делать? Что сделать?
|
|
| |
Обобщение имеющихся знаний по теме «Глагол» Составление кластера | Самостоятельно составьте кластер, дополните все, что считаете нужным рассказать о глаголе. Рисунок 7.
|
|
|
|
Обучающиеся обобщают результаты изучения грамматических характеристик глаголов в модели (кластере) | Познавательные УУД: Умение использовать наглядные модели (выделять существенные характеристики объекта, в данном случае части речи глагола). Умение систематизировать и структурировать учебный материал. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
| ||
| Обсудите в парах свои решения | Обучающиеся работают в парах | Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с одноклассниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия. |
|
Обсудите в группах, постарайтесь прийти к единому решению. | Обучающиеся работают в группах |
| ||
Итак, давайте вместе составим кластер на доске и увидим все, что мы с вами изучили о глаголе (Одна группа отвечает, а все остальные потом смогут дополнить, учитель пишет на интерактивной доске все, что говорят ученики.) |
| Коммуникативные УУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи |
| |
Посмотрите, как много мы можем уже сказать о глаголе. А теперь посмотрите в свои листочки. Сравните общий кластер и то, что вы самостоятельно написали. Оцените свои знания по этой теме, если максимальное количество 5 баллов. | Обучающиеся оценивают свои знания по теме «Глагол» | Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения знаний, определять степень успешности работы. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива. |
| |
Есть такие ребята, кто поставил себе 5 баллов? Как быть тем ребятам, кто поставил себе оценку ниже? | Обучающиеся, которые оценили свои знания ниже 5 баллов, намечают план работы по пройденной теме, что им необходимо доучить об этой части речи. |
| ||
| Давайте вспомним цель нашего урока. | Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу. |
| |
Смогли мы достичь цели? | Да. Не можем сказать, что это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание. |
| ||
Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме? | Да, по вопросам, суффиксам и Чь. |
| ||
Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке? | У глагола есть неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ. Это часть корня. |
| ||
| Вы молодцы сегодня. Спасибо за урок. |
|
|
|
Рисунки можно посмотреть здесь.
Используемые источники:
1. Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии», Москва, Просвещение, 1991;
2. А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», М., издательство «Просвещение», 1995г.;
3. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников не уроках русского языка» 3 класс М., издательство ВЛАДОС, 1999г.;
4. О.Е. Жиренко «Учим русский с увлечением» М., 5 за знания, 2005г.;
5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Справочное пособие по русскому языку», АСТ, издательство «Астрель», 2004г.
6. Ресурсы Интернет