Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? 1 класс. Конспект урока. Школа России

Поделиться:

Урок в 1 классе. Тема: «Слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?»

Цели: закрепить понятие об имени прилагательном; развивать речь учащихся, работоспособность, навык контроля и самоконтроля; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наш урок любимый — чтение — наступил.

Много гостей к себе он пригласил.

Будем выразительно читать,

Пословицы о хлебе изучать,

Прилагательные в тексте выделять

И себя оценивать.

II. Артикуляционная разминка.

Спит спокойно сытый сом,

Смотрит сладко сотый сон.

— Прочитайте медленно, быстрее, очень быстро.

— Какой звук повторяется чаще других?

— Посчитайте, сколько раз он вам встретился.

III. Звуковой анализ слова.

— С каким словом рифмуется слово «сон»? (Сом.)

— Сделайте звуковой анализ этого слова.

IV. Проверка домашнего задания.

— Проверьте друг у друга схемы слов.

— Какие слова помогли отгадать загадку?

— Какая это часть речи?

V. Этап усвоения полученных ранее знаний об имени прилагательном.

— Сом спит и видит сказочный сон с теми героями, которые нарисованы на картинке. Я думаю, что ему снится добрая, красивая Баба Яга, злой Колобок, хмурое Солнышко.

— Я вижу в ваших глазах недоумение, наверное, я не права? А как вы считаете?

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

На счет 1-4 посмотреть вниз, не опуская головы.

На счет 1-4 посмотреть вверх, не поднимая головы.

На счет 1-4 посмотреть прямо в одну точку.

На счет 1-4 посмотреть влево, не поворачивая головы.

На счет 1-4 посмотреть вправо, не поворачивая головы.

На счет 1-4 посмотреть прямо в одну точку.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного.

— Я расскажу вам сказку. Жила-была девочка, она была маленькая и в школу еще не ходила. Больше всего на свете она любила…

— А что она любила прочитайте и запомните.

Используются рисунки.

Булки, пряники, батоны, баранки, калачи, лепешки, пироги.

— Однажды мама посадила ее обедать, дала кусочек хлеба. А девочка раскапризничалась: «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!» И только она так сказала, как оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай. Рассердился он на девочку и сказал: Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!»

— Поможете девочке вернуться домой?

VII. Этап применения знаний и способов действий.

Запись на доске:

земля                                  земелюшка

колос                                   колосочек

труд                                     трудный

печка                                   пекарь

— Прочитайте по строчкам. Что заметили? (Однокоренные слова.)

— Прочитайте по столбикам. Какое слово лишнее? (Трудный.)

— Это слова какой части речи?

— Вспомните слова, которые запоминали. А эти слова какой части речи? Как одним словом назвать эти слова? (Хлеб.)

— Давайте подберем прилагательные к слову «хлеб».

VIII. Развитие речи.

На доске записаны пословицы.

1. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

2. Красна река берегами, а обед — пирогами.

3. Хлеба к обеду в меру бери,

Хлеб — драгоценность, им не сори.

— Прочитайте пословицы.

— Где можно использовать эти пословицы?

— Как вы понимаете их смысл?

— Почему на доске написано: «Слава хлебу на столе!». Вернемся к этому позже.

IX. Этап обобщения.

— А вы хотели бы знать, как хлеб попадает на стол?

— Прочитаем текст «Как хлеб сеют».

Как хлеб сеют

Сначала землю пахали. Шёл трактор по полю и тянул за собой плуг. Потом землю боронили. Разбивали плотные комки земли и выравнивали почву. Теперь почва готова к посеву. К трактору прицепили сеялку. Сеялка засыпала в землю семена. Зерно прорастало. Вот появился зеленый стебелек. Г реет летнее солнце, поливают летние дожди. Растет хлеб.

Физкультминутка

— Давайте совместим полезное с приятным. Будем сопровождать движениями то, о чем читали в тексте.

Демонстрация картинок.

1. Представьте, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю.

Присесть на корточки.

2. Из зерен вырастет колосок.

Медленно подняться.

3. Чтобы вырос колосок, землю боронует трактор.

Выполнить ходьбу на месте.

4. Удобряют и защищают посевы от вредителей с самолета.

Поднять руки вверх, опустить вниз.

5. Хлеб созрел, его убирает комбайн.

Выполнить ходьбу на месте.

6. Везут на машинах на мукомольный завод и обмолачивают.

Выполнить круговые движения рук вперед-назад.

7. Из муки замешивают тесто.

Выполнить круговые движения туловищем влево-вправо.

8. Хлеб выпекают в печке, и он становится пышным, румяным и ароматным.

Развести руки в стороны.

X. Этап систематизации знаний.

— Каравай спрашивает: «Знаете ли вы профессии людей, которые на этих машинах работают?»

— Понравились ваши ответы Караваю, отпустил он девочку домой, но напоследок ей сказал…

— Как вы думаете, что?

-Прочитайте текст «Умей беречь хлеб» и найдите самое главное предложение.

Умей беречь хлеб

С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод и вьюгу, дождь и жару они работают в поле. Каждый колосок надо сохранить. На столе лежит душистый хлеб. В нем сила рабочих рук, тепло сердец. Умей беречь хлеб — это сама жизнь.

— Помните, я у вас спросила: «Почему на доске написано: «Слава хлебу на столе»?» (Потому что хлеб — сама жизнь.)

XI. Этап контроля и самоконтроля.

— Прочитайте стихотворение «Каравай», сосчитайте и запомните, сколько встретилось в каждой части прилагательных?

— Сравните свои результаты с образцом.

Каравай

Вот он — с хрустящей корочкой витой,

Вот он — тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

 

В нём — здоровье наше, сила,

В нём — чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

 

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки –

Вырастай богатырём!!!

XII. Итог урока.

— Чему научились на уроке?

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

XIII. Рефлексия.

— На прощание Каравай подарил вам корзинки с баранками. У кого хорошее настроение в конце урока, возьмите баранки из корзинки с розовым бантиком. У кого настроение плохое — из корзинки с голубым бантиком.