Урок в 1 классе. Тема: «Слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?»
Цели: закрепить понятие об имени прилагательном; развивать речь учащихся, работоспособность, навык контроля и самоконтроля; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев.
Ход урока
I. Организационный момент.
Наш урок любимый — чтение — наступил.
Много гостей к себе он пригласил.
Будем выразительно читать,
Пословицы о хлебе изучать,
Прилагательные в тексте выделять
И себя оценивать.
II. Артикуляционная разминка.
Спит спокойно сытый сом,
Смотрит сладко сотый сон.
— Прочитайте медленно, быстрее, очень быстро.
— Какой звук повторяется чаще других?
— Посчитайте, сколько раз он вам встретился.
III. Звуковой анализ слова.
— С каким словом рифмуется слово «сон»? (Сом.)
— Сделайте звуковой анализ этого слова.
IV. Проверка домашнего задания.
— Проверьте друг у друга схемы слов.
— Какие слова помогли отгадать загадку?
— Какая это часть речи?
V. Этап усвоения полученных ранее знаний об имени прилагательном.
— Сом спит и видит сказочный сон с теми героями, которые нарисованы на картинке. Я думаю, что ему снится добрая, красивая Баба Яга, злой Колобок, хмурое Солнышко.
— Я вижу в ваших глазах недоумение, наверное, я не права? А как вы считаете?
Физкультминутка
Гимнастика для глаз.
На счет 1-4 посмотреть вниз, не опуская головы.
На счет 1-4 посмотреть вверх, не поднимая головы.
На счет 1-4 посмотреть прямо в одну точку.
На счет 1-4 посмотреть влево, не поворачивая головы.
На счет 1-4 посмотреть вправо, не поворачивая головы.
На счет 1-4 посмотреть прямо в одну точку.
VI. Этап первичной проверки понимания изученного.
— Я расскажу вам сказку. Жила-была девочка, она была маленькая и в школу еще не ходила. Больше всего на свете она любила…
— А что она любила прочитайте и запомните.
Используются рисунки.
Булки, пряники, батоны, баранки, калачи, лепешки, пироги.
— Однажды мама посадила ее обедать, дала кусочек хлеба. А девочка раскапризничалась: «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!» И только она так сказала, как оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь Каравай. Рассердился он на девочку и сказал: Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!»
— Поможете девочке вернуться домой?
VII. Этап применения знаний и способов действий.
Запись на доске:
земля земелюшка
колос колосочек
труд трудный
печка пекарь
— Прочитайте по строчкам. Что заметили? (Однокоренные слова.)
— Прочитайте по столбикам. Какое слово лишнее? (Трудный.)
— Это слова какой части речи?
— Вспомните слова, которые запоминали. А эти слова какой части речи? Как одним словом назвать эти слова? (Хлеб.)
— Давайте подберем прилагательные к слову «хлеб».
VIII. Развитие речи.
На доске записаны пословицы.
1. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
2. Красна река берегами, а обед — пирогами.
3. Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб — драгоценность, им не сори.
— Прочитайте пословицы.
— Где можно использовать эти пословицы?
— Как вы понимаете их смысл?
— Почему на доске написано: «Слава хлебу на столе!». Вернемся к этому позже.
IX. Этап обобщения.
— А вы хотели бы знать, как хлеб попадает на стол?
— Прочитаем текст «Как хлеб сеют».
Как хлеб сеют
Сначала землю пахали. Шёл трактор по полю и тянул за собой плуг. Потом землю боронили. Разбивали плотные комки земли и выравнивали почву. Теперь почва готова к посеву. К трактору прицепили сеялку. Сеялка засыпала в землю семена. Зерно прорастало. Вот появился зеленый стебелек. Г реет летнее солнце, поливают летние дожди. Растет хлеб.
Физкультминутка
— Давайте совместим полезное с приятным. Будем сопровождать движениями то, о чем читали в тексте.
Демонстрация картинок.
1. Представьте, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю.
Присесть на корточки.
2. Из зерен вырастет колосок.
Медленно подняться.
3. Чтобы вырос колосок, землю боронует трактор.
Выполнить ходьбу на месте.
4. Удобряют и защищают посевы от вредителей с самолета.
Поднять руки вверх, опустить вниз.
5. Хлеб созрел, его убирает комбайн.
Выполнить ходьбу на месте.
6. Везут на машинах на мукомольный завод и обмолачивают.
Выполнить круговые движения рук вперед-назад.
7. Из муки замешивают тесто.
Выполнить круговые движения туловищем влево-вправо.
8. Хлеб выпекают в печке, и он становится пышным, румяным и ароматным.
Развести руки в стороны.
X. Этап систематизации знаний.
— Каравай спрашивает: «Знаете ли вы профессии людей, которые на этих машинах работают?»
— Понравились ваши ответы Караваю, отпустил он девочку домой, но напоследок ей сказал…
— Как вы думаете, что?
-Прочитайте текст «Умей беречь хлеб» и найдите самое главное предложение.
Умей беречь хлеб
С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они вкладывают. В холод и вьюгу, дождь и жару они работают в поле. Каждый колосок надо сохранить. На столе лежит душистый хлеб. В нем сила рабочих рук, тепло сердец. Умей беречь хлеб — это сама жизнь.
— Помните, я у вас спросила: «Почему на доске написано: «Слава хлебу на столе»?» (Потому что хлеб — сама жизнь.)
XI. Этап контроля и самоконтроля.
— Прочитайте стихотворение «Каравай», сосчитайте и запомните, сколько встретилось в каждой части прилагательных?
— Сравните свои результаты с образцом.
Каравай
Вот он — с хрустящей корочкой витой,
Вот он — тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нём — здоровье наше, сила,
В нём — чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки –
Вырастай богатырём!!!
XII. Итог урока.
— Чему научились на уроке?
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.
XIII. Рефлексия.
— На прощание Каравай подарил вам корзинки с баранками. У кого хорошее настроение в конце урока, возьмите баранки из корзинки с розовым бантиком. У кого настроение плохое — из корзинки с голубым бантиком.