Автор: Ледокова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, ГКС(к)ОУ «Урюпинская специальная коррекционная школа VIII вида», город Урюпинск, Волгоградской области.
Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, логопедов коррекционных школ VIII вида. Урок составлен по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс
1—4 классы». Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.
Тема урока: Различение на слух звуков И – Й
Цель: формировать навык различения на слух звуков и – й;
Задачи: совершенствовать навык чтения слов с и – й , коррекция слухового восприятия путем выделения звуков из потока речи; воспитывать интерес к чтению, товарищество, доброту.
Оборудование: мультипликационные герои: Крош и Нюша, карточки по коррекции зрительного восприятия, индивидуальные карточки, цветные карандаши, фломастеры.
Ход урока
Оргмомент
Проверка организации рабочего места.
1. Сядет тот, кто скажет:
— Какое время года?
— Какой день недели?
— Какое число и месяц?
— Какой урок?
— Какой урок по счету?
— Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, а урок – игру. Мы будем играть в учебные игры, которые нам приготовили наши мультипликационные герои. А в конце урока вы получите призы от них.
2. Упражнение на зрительное восприятие.
Игра: «Какие буквы спрятались?»
Буквы изображены на листах бумаги. Дети находят буквы и обводят их фломастером.
3. Артикуляционная гимнастика.
Игровое упражнение «Улыбка»
Давайте улыбнемся друг другу.
— Какой звук можно произнести, улыбаясь. (И)
Игровое упражнение «Лошадки скачут»
— Какой звук произносим? (Й)
Сообщение темы и целей урока:
— Какие два звука мы произносили? (И – Й)
— Тема нашего урока – Звуки и буквы И – Й (открывается карточка на доске)
Мы будем учиться различать их на слух.
Давайте произнесем звуки И__________ Й
Речевая разминка
Чистоговорка:
Ич-ич-ич- привезли домой кирпич.
Чей-чей-чей – строим дом из кирпичей.
Изучение новой темы
1. Выделение звуков и –й в словах.
Игра: «Доскажи словечко»
— Что нам пели, угадай? Баю…(бай).
— Что в стакане, угадай? Сладкий…(чай)
— Что мы пели, угадай? Кара…(вай).
— Как называется помещение для хранения садово-огородного инвентаря? (сарай).
— Назовите звук, который слышится в конце слов (Й).
— Какой это звук? Согласный или гласный?
— Каким цветом закрасим кружок? (синим)
Игра: «Отгадай задуманное слово»
— Очень сильный человек. (Силач).
— Учебный предмет для черчения прямых линий. (Линейка).
— Столярный инструмент. (Пила).
— Дикое животное с пушистым хвостом. (Лиса).
— Она нужна, чтобы шить и вышивать. Бывает разноцветная. (Нитка).
— Предмет, на котором готовят пищу. (Плита).
— Назовите звук, который слышите в середине каждого слова. (И).
— Какой это звук? (гласный)
— Каким цветом закрасим кружок? (красным).
2. Обозначение звуков буквами.
Эти буквы так похожи!
Перепутать их мы можем.
Чтобы правильно писать И и Й в свою тетрадь,
Над одной из букв мы будем
Сверху галочку писать.
— О каких буквах говорится в стихотворении? Над какой буквой надо писать галочку? Какой звук обозначается буквой И? Й?
— Выберите буквы И и Й из азбуки и расставьте их под кружками, обозначающими звуки (кружки красного и синего цвета).
Физминутка для глаз.
Рисование носом букв (с закрытыми глазами).
Раскрашивание кружков.
3. Игра «Покажи букву»
Инструкция: Послушайте слова (Ирина, свой, майка, миска, носки, вой). Когда услышите слово со звуком Й , поднимите карточку с буквой Й, когда со звуком И – карточку с буквой И. Будьте внимательны. Объясните значение слов.
4. Игра «Найди пару»
Слова написаны на карточках в два столбика. Переставить карточки так, чтобы получились предложения.
Мой миш-ка
Мои иг-руш-ки
Твой пла-ток
Твои ку-би-ки
Физминутка
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
Работа по Букварю. Закрепление изученного.
— Отгадайте, около какой картинки мы сегодня будем читать текст?
Описание картинки: Мальчик со светлыми волосами держит игрушки в руках.
— Прочитайте название самостоятельно. Как зовут мальчика?
1. Чтение текста по цепочке.
— Что вы узнаете о мальчике?
2. Беседа по прочитанному.
— Что у Вовы? Какие игрушки?
— Какой Вова?
— Хорошо поступил Вова?
— Как надо играть?
3. Повторное чтение.
— Прочитайте, какие игрушки у Вовы?
Подведение итогов.
— Над чем работали на уроке?
Поощрение за работу: призы от мультипликационных героев.