Урок-конференция по литературному чтению в 3 классе

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Урок-конференция «Земля — наш дом родной»», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности повествовательного текста, характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты и героев; метапредметные: находить необходимую информацию в соответствии с заданием, ориентироваться в прочитанных произведениях; личностные: выступать публично с сообщениями.

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Открытие конференции

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты! Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля — наш дом родной».

В президиум приглашаются корреспонденты газеты из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские новости», «Сельские новости».

(Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)

II. Выступления участников конференции

Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса».

(Корреспондент делает сообщение.)

Стая птиц под снегом

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да — бух! — сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега вокруг него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют — и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

— Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о лесных жителях.

(Учащиеся дополняют выступление своими рассказами о животных из произведений раздела учебника или из энциклопедий о животных.)

Слово для выступления предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел».

(Корреспондент делает сообщение.)

Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр — крупный грызун, достигает 30—32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 г. Родина ее — Северная Америка.

Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра дает красивый ценный мех.

— Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.

(Рассказы учеников.)

— Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.

Неужели вся река замерзнет? — думала Серая Шейка с ужасом. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали … и ….

Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем

Ответ: белки и зайцы; вылетел Заяц.

— Откуда этот отрывок? (Из авторской сказки «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.)

— Какая смерть грозила бедной Серой Шейке? (Ее могла съесть лиса.)

Слово корреспонденту из отдела «Почта».

(Корреспондент делает сообщение.)

Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь.

Жалоба 1. «Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».

— О ком говорится? (О жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут.)

Жалоба 2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

— О ком этот текст? (О летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

— Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

(Учащиеся делают сообщение о кукушке.)

Кукушка — единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка — птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное — она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

Я корреспондент отдела городских новостей, хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был —

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

С. Махотин

— Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? (Учащиеся рассказывают о мальчике и карасике и другие истории из произведений изученного раздела.)

— В каких произведениях вы встретились с проявлением материнского инстинкта у животных? (М. Горький «Воробьишко», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», В. Берестов «Кошкин щенок».)

Корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников.

(Учащиеся инсценируют диалог.)

— Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

 

— Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питье — ароматы цветов.

Но живу я недолго — не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Ребята, я слышал про мальчика, который обменял игрушку на живое существо и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он? (Это Сережа из рассказа Н. Носова «Карасик».)

III. Подведение итогов конференции

— Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели и их рассказы? О чем заставили задуматься? (Они научили нас любить и ценить живое вокруг себя. Все хотят жить!)

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

М. Дудин

(Конференция закачивается хоровым исполнением песни.)

Не дразните собак,

Не гоняйте кошек.

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек!

И тогда воробьи

Песенкой разбудят.

А царапать и кусать

Вас никто не будет…

Если вам по душе

Красота земная,

Берегите ее,

Устали не зная.

М. Пляцковский

Автор: Кутявина Светлана Владимировна