Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Введение в содержание раздела. С. Маршак «Новому читателю». УМК «Перспектива»
Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; закрепить основные понятия раздела: «книга», «читатель», «писатель»; ознакомить учащихся с возникновением письменности, ее видами: предметное, узелковое письмо, наскальные рисунки, иероглифы; обучать выразительному чтению пословиц, загадок, стихотворений и текстов с опорой на знаки препинания; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; находить в стихах слова с созвучным окончанием; узнают о возникновении письменности.
Оборудование: выставка книг, принесенных учащимися, текст речевой разминки, портрет С. Маршака.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какую книгу вы принесли сегодня на урок? Кто ее написал? О чем она?
(Дети выходят к доске, показывают свои любимые книги и рассказывают о них.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Первые буквы
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Двадцать девять букварей.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У,
Малыши кричат уа.
Мы в лесу кричим ау.
С буквы А — арбуз и аист
(Мы запомнить постарались),
С буквы У у нас, ребята,
Ухо, удочка, утята…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
Л. Демьянов
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, начиная шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как называлась ваша первая учебная книга?
— С каким учебником вы познакомились на прошлом уроке? Как он называется?
— Прочитайте название первого раздела учебника.
— Подумайте и скажите, о чем будут произведения этого раздела.
— Откройте учебник на с. 4. Перед вами персонажи учебника — профессор Самоваров, Аня и Ваня. Они помогут нам в нашем путешествии по стране Литературии.
— Прочитайте о том, с чем мы познакомимся, изучая произведения этого раздела. (Мы познакомимся с понятиями: книга, питатель, писатель.)
— Прочитайте диалог (диалог — это разговор двух человек) Ани и Вани.
(Дети читают.)
— Что любит делать Аня? (Аня любит слушать, когда ей читает мама.)
— Что любит Ваня? {Ваня любит читать сам.)
— Рассмотрите фотографии на с. 5. Прочитайте, кто на них изображен. (Писатель Сергей Михалков.)
— Прочитайте, что сказала Аня, увидев эти фотографии.
— А вам хотелось бы узнать, как удается писателю столько интересного придумать? Мы обязательно это узнаем на наших уроках.
— Сегодня на урок вы принесли много интересных книг. Посмотрите на нашу выставку. Подумайте, на какие группы их можно разделить. Воспользуйтесь подсказкой на с. 5. {Сказки, рассказы о детях, рассказы о животных, стихи о природе.)
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 6. Внимательно рассмотрите обложки книг. Прочитайте, что говорит Ваня. (Он называет себя и Аню читателями.)
— Давайте в конце учебного года проведем конкурс и определим, кто больше всех прочитает книг, и присвоим ему звание «Лучший читатель».
— Прочитайте название стихотворения на с. 7. («Новому читателю».)
— Чья фамилия написана в правом верхнем углу страницы? (Автора.)
Правильно. Сначала всегда называют фамилию автора, затем название произведения и только потом читают текст.
— Как вы понимаете название стихотворения? Разве читатель может быть новым или старым? (Ответы детей.)
— Прочитаем, что нам поясняет профессор Самоваров.
— Что вы узнали? (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Какие слова или выражения были непонятны в тексте?
— Догадались ли вы, кому посвящено это стихотворение?
— Что вам помогло это узнать?
— Прочитайте с соседом по парте стихотворение вслух.
VI. Физкультминутка
Лягушки
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
VII. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 8. Прочитайте, что написано вверху страницы. Как вы думаете, что это? (Загадка о книге.)
— Прочитайте остальные загадки.
— Как вы понимаете шутку: ленивцу Микишке все не до книжки? (Ответы детей.)
— Прочитайте пословицы о книге, объясните их смысл.
— Какой вывод делает профессор словами Константина Дмитриевича Ушинского? Прочитайте.
— Вспомните, что мы читали в азбуке о том, как можно передать информацию. (При помощи звука, жеста или даже при помощи барабана.)
— Подумайте и скажите, как появилась письменность. Как раньше люди писали?
(Дети делятся своими знаниями или предположениями.)
— Узнаем об этом, поработав со страницами учебника 10-12. Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Правы ли мы были?
— Что нам рассказывают об этом Ваня и Аня? (Дети читают текст в учебнике на с. 11.)
— Изучите самостоятельно материал на с. 12. Что вы узнали?
VIII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Как называется первый раздел учебника?
— Чье стихотворение мы сегодня читали на уроке? Как оно называется?
— Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание
Подготовить небольшой рассказ о том, как в наше время люди сообщают друг другу важное и интересное.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна