Урок литературного чтения, 1 класс. Орлов «Кто первый»

Поделиться:

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Школа России. В. Орлов «Кто первый?»; С. Михалков «Бараны»

Цели: познакомить с произведениями В. Орлова «Кто первый?», С. Михалкова «Бараны»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, развивать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.

Учебные задачи: сравнивать содержание текстов на одну тему, оценивать поступки героев, составлять план текста.

Оборудование: текст речевой разминки, карточки с загадками, карточки с предложениями из текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и умений

(У детей на столах карточки с предложениями из текста, записанными не по порядку.)

— Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны. Восстановите последовательность событий в рассказе Ю. Ермолаева «Лучший друг». Расскажите по получившемуся плану.

(Учащиеся нумеруют предложения в той последовательности, в которой они встречаются в тексте.)

(4.) □ Рассердился Коля и во двор побежал.

(1.) □ Что же вы на самокате-то не катаетесь…

(6.) □ Знакомься, Игорек, это мой лучший друг.

(3.) □ Коля пошел обедать.

(5.) □ Смутился Коля.

(2) □ Сейчас отлуплю Вовку.

— А теперь расскажите по получившемуся у вас плану. (Учащиеся по очереди пересказывают произведение.)

III. Речевая разминка

(У детей на столах карточки с текстом речевой разминки.)

— Прочитайте чистоговорку медленно.

Ве-во-ви-вы-ва —

В лесу выросла трава.

Са-си-сы-со-су —

Даю Саше лису.

Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра —

Начинается игра.

Ар-арь-ар-ар-арь —

На стене висит фонарь.

Жа-за-са-жу-су-зу —

Мы поймали стрекозу.

— Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.

— Прочитайте шепотом, громко.

— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.

IV. Постановка целей урока

(У детей на столах карточки с загадками.)

— Отгадайте загадки.

Не колода и не пень,

А лежит целый день.

Не жнет и не косит,

А обедать просит. (Лодырь.)

 

Без веревок, без цепей

Я свяжу порой людей. (Честное слово.)

 

Красный конь

За белым плетнем,

Весь век взаперти,

Весь век на приколе. (Язык.)

 

Веселые братцы

Решили разобраться:

Кто из них нужнее?

Кто из них важнее?

Пять веселых братцев

Решили подраться,

Но в комок свалились —

В одну семью сплотились. (Пальцы и кулак.)

— Прочитайте еще раз отгадки. Связаны ли эти слова с темой раздела «Я и мои друзья»?

Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями этого раздела. Узнаем, как надо вести себя по отношению к друзьям.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 35. Прочитайте, кто автор стихотворения.

— Как называется стихотворение?

— Знакомы вам эти слова?

— Как вы думаете, о чем это стихотворение?

(Чтение стихотворения учителем или прослушивание аудиозаписи. Беседа по вопросам учебника.)

— Вам, конечно, такая ситуация знакома. Подумайте и скажите: если вы хотите помириться с другом, что ему нужно сказать? (Ответы детей.)

— Прочитайте, как советуют поступить авторы учебника. Какой из этих советов вы выберете?

(Выразительное чтение и инсценирование стихотворения.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

С. 54—55 (В. Орлов «Кто первый?»).

VI. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

VII. Продолжение работы по теме урока

Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению следующего произведения, мне хотелось бы познакомить вас еще с одним стихотворением В. Орлова. Мне оно очень нравится. Послушайте его.

Ворона

— Кра! — кричит ворона. — Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку

И красивую коробку!

— Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

— Как! — подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

— Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!

— Понравилось вам стихотворение? Над чем вы смеялись?

— Что хотел показать нам автор этим стихотворением?

— Встречаются ли такие люди?

— А теперь прочитайте на с. 36 учебника, кто написал следующее произведение, с которым мы познакомимся. (С. Михалков.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 49).)

— Как называется стихотворение С. Михалкова?

— Зная о характере этих животных, можете ли вы предположить, о чем будет произведение? (Ответы детей.)

(Чтение стихотворения учителем или прослушивание аудио- щ записи. Беседа по вопросам учебника на с. 37.)

VIII. Рефлексия

— Скажите, что получилось у вас хорошо, легко?

— Что не получилось? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

— О чем они?

— Как вы поняли, кто такой настоящий друг?

— Как надо относиться к друзьям?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить выразительное чтение стихотворений.