Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.
Оборудование: выставка книг и визуальные материалы по теме; аудиозапись цикла П.И. Чайковского «Времена года» («Весна»); карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Постановка целей урока
— Прочитайте стихотворение, выбрав способ.
Позывные
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и березы
Под зябкими звездами спят.
Но в воздухе есть перемены,
Они разбудили сосну:
Иголочки, словно антенны,
Уже уловили весну.
В. Орлов
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
— О каких позывных говорит нам автор?
— Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (Предположения детей.)
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.
III. Работа по теме урока
1. Знакомство с новым разделом
— Расшифруйте слова.
RЛUЮIVБЛSQЮNL FПDРИSWYPLNOXZДУ FSPSZУСJLCWKQУNVЮXI URBWSEGJCVZHNYAUD
(Люблю природу русскую. Весна.)
— Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?
— Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться, чему научимся. (Дети делают предположения.)
— На с. 107 прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы должны научиться?
— Чему мы будем учиться?
2. Весенние приметы
— Назовите главные приметы весны. Какие из них вам больше всего нравятся?
— Прочитайте текст на с. 108. (Дети читают.)
— Что вы узнали из этого текста?
— Чем стихи отличаются от прозы? (Рифмой, ритмом, образными словами.)
IV. Физкультминутка
Встали мышки в хоровод.
В барабан ударил кот.
(Хлопки.)
Стали мышки танцевать,
Всем конфеты раздавать.
(Пританцовывают.)
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Задрожала вся земля.
(Наклоны.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Слушание музыки
(Учитель предлагает детям послушать аудиозапись: часть «Весна» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)
— Что вам представилось во время прослушивания?
2. Весенние загадки
— Прочитайте загадки на с. 109. Разгадайте их, приготовьтесь читать вслух. (Дети выполняют задание.)
— Что помогло вам отгадать эти загадки?
— Прочитайте загадки еще раз, выделите в них рифму.
— А теперь — чтение загадок на карточках. Работайте в парах.
Потом будем читать эти загадки выразительно.
1. У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник.)
2. Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь.)
3. Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш.)
4. Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках… (мимоза).
5. Он — цветочный принц-поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (нарцисс).
6. Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут… (тюльпаны).
7. Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими Алыми… (гвоздиками).
8. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)
9. В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры. (Береза.)
10. Длинный тонкий стебелек,
Сверху — алый огонек.
Не растенье, а маяк.
Это ярко-красный… (мак).
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
— Какой раздел мы начали изучать?
Домашнее задание
Придумать свою загадку на весеннюю тему, записать ее в рабочую тетрадь.
Автор: Кутявина С. В.