Урок литературного чтения, 2 класс «Люблю природу русскую. Весна»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Оборудование: выставка книг и визуальные материалы по теме; аудиозапись цикла П.И. Чайковского «Времена года» («Весна»); карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Постановка целей урока

— Прочитайте стихотворение, выбрав способ.

Позывные

Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и березы

Под зябкими звездами спят.

Но в воздухе есть перемены,

Они разбудили сосну:

Иголочки, словно антенны,

Уже уловили весну.

В. Орлов

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

— О каких позывных говорит нам автор?

— Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (Предположения детей.)

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с новым разделом

— Расшифруйте слова.

RЛUЮIVБЛSQЮNL FПDРИSWYPLNOXZДУ FSPSZУСJLCWKQУNVЮXI URBWSEGJCVZHNYAUD

(Люблю природу русскую. Весна.)

— Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?

— Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться, чему научимся. (Дети делают предположения.)

— На с. 107 прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы должны научиться?

— Чему мы будем учиться?

2. Весенние приметы

— Назовите главные приметы весны. Какие из них вам больше всего нравятся?

— Прочитайте текст на с. 108. (Дети читают.)

— Что вы узнали из этого текста?

— Чем стихи отличаются от прозы? (Рифмой, ритмом, образными словами.)

IV. Физкультминутка

Встали мышки в хоровод.

В барабан ударил кот.

(Хлопки.)

Стали мышки танцевать,

Всем конфеты раздавать.

(Пританцовывают.)

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Задрожала вся земля.

(Наклоны.)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Слушание музыки

(Учитель предлагает детям послушать аудиозапись: часть «Весна» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)

— Что вам представилось во время прослушивания?

2. Весенние загадки

— Прочитайте загадки на с. 109. Разгадайте их, приготовьтесь читать вслух. (Дети выполняют задание.)

— Что помогло вам отгадать эти загадки?

— Прочитайте загадки еще раз, выделите в них рифму.

— А теперь — чтение загадок на карточках. Работайте в парах.

Потом будем читать эти загадки выразительно.

1. У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник.)

 

2. Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь.)

 

3. Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш.)

 

4. Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках… (мимоза).

 

5. Он — цветочный принц-поэт,

В шляпу желтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам… (нарцисс).

 

6. Их в Голландии найдете,

Там везде они в почете.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут… (тюльпаны).

 

7. Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими Алыми… (гвоздиками).

 

8. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

 

9. В самый разгар

Весенней поры

Капает сок

С белоснежной коры. (Береза.)

 

10. Длинный тонкий стебелек,

Сверху — алый огонек.

Не растенье, а маяк.

Это ярко-красный… (мак).

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— Какой раздел мы начали изучать?

Домашнее задание

Придумать свою загадку на весеннюю тему, записать ее в рабочую тетрадь.

Автор: Кутявина С. В.