Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с произведениями И. Токмаковой; совершенствовать технику выразительного чтения; учить оценивать свою работу; поддерживать интерес и любовь к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; анализировать заголовок произведения; сравнивать произведения, характеризовать их героев; определять, какое настроение передано в произведении; придумывать свои веселые истории.
Оборудование: портрет и выставка книг И. Токмаковой; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Прослушивание историй про учебные вещи.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение выразительно. Научитесь читать его скороговоркой.
Про пана Трулялинского
Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
С ним и тетка — Трулялетка,
И дочурка — Трулялюрка,
И сынишка — Трулялишка,
И собачка — Трулялячка.
Ю. Тувим
IV. Постановка целей урока
— Расшифруйте слова.
SQИRPDZИLHQWA TFODSKMZQAWYKOGBA
(Ирина Токмакова.) Сегодня мы будем читать стихотворения Ирины Токмаковой. Будем сравнивать произведения, характеризовать их героев, определять, какое настроение передано в произведении.
V. Работа по теме урока
Разговор об И. Токмаковой
— Что вы помните об И. Токмаковой?
— Какие ее произведения вы читали?
Материал для учителя
Ирина Петровна Токмакова становиться писателем, поэтом не собиралась. Вначале работала переводчиком. Первая ее книжка для детей — перевод шотландских песенок для собственного сына.
Отец Ирины Петровны — художник Лев Токмаков — увидел книжку и нарисовал к ней иллюстрации. Так появилась на свет первая книга.
Ириной Петровной Токмаковой написаны не только стихи, но и рассказы, повести, сказки, пьесы. Герой ее стихотворений — очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазер и выдумщик. Он очень любит играть со словами, повторять их, прятать слова внутри друг друга, выдумывать новые.
VI. Физкультминутка
Прибежали, прибежали
Ежики, ежики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
«Девочки! Мальчики!»
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Стихотворение «Плим»
— Нас. 151 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)
— Проверим, верны ли ваши предположения.
(Учитель читает стихотворение.)
— Каким словом играл мальчик?
— Что оно значит? (Примерный ответ. Ничего не значит. Такие слова люди придумывали и придумывают для обозначения каких-то явлений, действий. Встретить непонятные слова можно в считалках.)
— Как мы будем читать это стихотворение? (Весело.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Стихотворение «В чудной стране»
— На с. 152 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно?
— Какую страну автор имеет в виду? Как вы понимаете название? (Предположения детей.)
— Проверим, верны ли ваши предположения.
(Учитель читает стихотворение.)
— Как ритм стихотворения помогает правильно определить ударение в слове «чудной»?
— Обсудите в парах: почему самые обычные предметы, описанные в стихотворении, кажутся нам сказочными?
— Прочитайте последнюю строчку стихотворения. К кому обращается автор?
— Где может находиться такая страна? (В снах, фантазиях.)
— Найдите олицетворения. (Ответ. Ботинок черным язычком / С утра лакает молочко; Глазком глядит картошка.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
IX. Подведение итогов урока
— Какое стихотворение больше всего вам понравилось?
— Чему вы научились на уроке?
Домашнее задание
Выучить понравившееся стихотворение.
Автор: Кутявина С. В.