Урок литературного чтения, 2 класс. Стихи Токмаковой

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с произведениями И. Токмаковой; совершенствовать технику выразительного чтения; учить оценивать свою работу; поддерживать интерес и любовь к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; анализировать заголовок произведения; сравнивать произведения, характеризовать их героев; определять, какое настроение передано в произведении; придумывать свои веселые истории.

Оборудование: портрет и выставка книг И. Токмаковой; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Прослушивание историй про учебные вещи.

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение выразительно. Научитесь читать его скороговоркой.

Про пана Трулялинского

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тетка — Трулялетка,

И дочурка — Трулялюрка,

И сынишка — Трулялишка,

И собачка — Трулялячка.

Ю. Тувим

IV. Постановка целей урока

— Расшифруйте слова.

SQИRPDZИLHQWA TFODSKMZQAWYKOGBA

(Ирина Токмакова.) Сегодня мы будем читать стихотворения Ирины Токмаковой. Будем сравнивать произведения, характеризовать их героев, определять, какое настроение передано в произведении.

V. Работа по теме урока

Разговор об И. Токмаковой

— Что вы помните об И. Токмаковой?

— Какие ее произведения вы читали?

Материал для учителя

Ирина Петровна Токмакова становиться писателем, поэтом не собиралась. Вначале работала переводчиком. Первая ее книжка для детей — перевод шотландских песенок для собственного сына.

Отец Ирины Петровны — художник Лев Токмаков — увидел книжку и нарисовал к ней иллюстрации. Так появилась на свет первая книга.

Ириной Петровной Токмаковой написаны не только стихи, но и рассказы, повести, сказки, пьесы. Герой ее стихотворений — очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазер и выдумщик. Он очень любит играть со словами, повторять их, прятать слова внутри друг друга, выдумывать новые.

VI. Физкультминутка

Прибежали, прибежали

Ежики, ежики.

Наточили, наточили

Ножики, ножики.

Прискакали, прискакали

Зайчики, зайчики.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

«Девочки! Мальчики!»

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Стихотворение «Плим»

— Нас. 151 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Проверим, верны ли ваши предположения.

(Учитель читает стихотворение.)

— Каким словом играл мальчик?

— Что оно значит? (Примерный ответ. Ничего не значит. Такие слова люди придумывали и придумывают для обозначения каких-то явлений, действий. Встретить непонятные слова можно в считалках.)

— Как мы будем читать это стихотворение? (Весело.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Стихотворение «В чудной стране»

— На с. 152 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно?

— Какую страну автор имеет в виду? Как вы понимаете название? (Предположения детей.)

— Проверим, верны ли ваши предположения.

(Учитель читает стихотворение.)

— Как ритм стихотворения помогает правильно определить ударение в слове «чудной»?

— Обсудите в парах: почему самые обычные предметы, описанные в стихотворении, кажутся нам сказочными?

— Прочитайте последнюю строчку стихотворения. К кому обращается автор?

— Где может находиться такая страна? (В снах, фантазиях.)

— Найдите олицетворения. (Ответ. Ботинок черным язычком / С утра лакает молочко; Глазком глядит картошка.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

IX. Подведение итогов урока

— Какое стихотворение больше всего вам понравилось?

— Чему вы научились на уроке?

Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение.

Автор: Кутявина С. В.