Конспект урока литературного чтения «К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с произведением К. Паустовского «Барсучий нос»; учить работать с текстом; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных видов словарей; учить работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; метапредметные: формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги, взаимодействовать в паре, группе; личностные: нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки, магнитная азбука.
► Константин Паустовский «Барсучий нос»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите о том, какие научно-познавательные и художественные книги о природе вы нашли в домашней библиотеке. Представьте одну из них по заданному плану.
III. Речевая разминка
— Отгадайте загадку.
Там, где сосен сильный запах,
В чаще леса в тишине,
Положив на брюхо лапу,
Провожу зиму во сне. (Барсук.)
— Прочитайте загадку медленно.
— Какие слова и выражения помогли вам отгадать ее?
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с раздражением (весело; с удивлением; с сожалением; с восхищением).
— Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
— Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Люби живое». Прочитайте на с. 98 учебника его название. Как вы думаете, о чем мог рассказать в нем Константин Паустовский?
— Чему мы будем учиться на уроке?
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
С. 98-101
— Прочитаем произведение. Проверим ваши предположения.
— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
— От чьего имени ведется повествование?
— Кем является рассказчик — повествователем или участником событий? {Рассказчик — участник событий, один из героев произведения.)
2. Словарная работа
ДЁГОТЬ — темный, смолянистый жидкий продукт.
ВЕРЕСК — вечнозеленый кустарничек с мелкими трехгранными листьями, растет в сосновых лесах, на торфяных болотах.
ЧЁЛН — выдолбленная из дерева лодка.
ПУД— старинная единица массы, равная 16 кг.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте первую часть рассказа.
— Какие приемы использует писатель в этой части? {Автор использует приемы сравнения и олицетворения.)
— Что с чем сравнивает Паустовский? {Воду с дегтем, разноцветных окуней со сказочными японскими петухами, глаза ершей с маленькими лунами, зубы щуки с иглами.)
— Почему плотва названа оловянной? {Плотва и олово холодного серебристого цвета.)
— Приведите пример олицетворения. {Звезды шевелились и дрожали.)
— Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звезды»? (Наверное, шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звезды, или так казалось от движения воздуха.)
— Прочитайте вторую часть рассказа.
— Почему мальчику автор уделил много внимания? {Мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел, как зверек лечит нос.)
— Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, все замечал и умел рассказать об увиденном.
— Прочитайте третью часть рассказа.
— Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
— Охарактеризуйте барсука.
— Прочтите, как барсук лечил свой нос.
— Как повели себя другие жители леса, когда барсук взвизгнул от боли?
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
IX. Подведение итогов урока
— Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?
— Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
— Какова основная мысль рассказа?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации или принести фотографии, подходящие к произведению. Подготовить рассказ от имени мальчика.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна