Урок литературного чтения, 3 класс. Паустовский «Барсучий нос»

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения «К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с произведением К. Паустовского «Барсучий нос»; учить работать с текстом; искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных видов словарей; учить работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге; метапредметные: формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги, взаимодействовать в паре, группе; личностные: нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки, магнитная азбука.

Константин Паустовский «Барсучий нос»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Расскажите о том, какие научно-познавательные и художественные книги о природе вы нашли в домашней библиотеке. Представьте одну из них по заданному плану.

III. Речевая разминка

— Отгадайте загадку.

Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Провожу зиму во сне. (Барсук.)

— Прочитайте загадку медленно.

— Какие слова и выражения помогли вам отгадать ее?

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте с раздражением (весело; с удивлением; с сожалением; с восхищением).

— Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

— Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Люби живое». Прочитайте на с. 98 учебника его название. Как вы думаете, о чем мог рассказать в нем Константин Паустовский?

— Чему мы будем учиться на уроке?

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

С. 98-101

— Прочитаем произведение. Проверим ваши предположения.

— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

— От чьего имени ведется повествование?

— Кем является рассказчик — повествователем или участником событий? {Рассказчик — участник событий, один из героев произведения.)

2. Словарная работа

ДЁГОТЬ — темный, смолянистый жидкий продукт.

ВЕРЕСК — вечнозеленый кустарничек с мелкими трехгранными листьями, растет в сосновых лесах, на торфяных болотах.

ЧЁЛН — выдолбленная из дерева лодка.

ПУД— старинная единица массы, равная 16 кг.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Какие приемы использует писатель в этой части? {Автор использует приемы сравнения и олицетворения.)

— Что с чем сравнивает Паустовский? {Воду с дегтем, разноцветных окуней со сказочными японскими петухами, глаза ершей с маленькими лунами, зубы щуки с иглами.)

— Почему плотва названа оловянной? {Плотва и олово холодного серебристого цвета.)

— Приведите пример олицетворения. {Звезды шевелились и дрожали.)

— Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звезды»? (Наверное, шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звезды, или так казалось от движения воздуха.)

— Прочитайте вторую часть рассказа.

— Почему мальчику автор уделил много внимания? {Мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел, как зверек лечит нос.)

— Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, все замечал и умел рассказать об увиденном.

— Прочитайте третью часть рассказа.

— Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?

— Охарактеризуйте барсука.

— Прочтите, как барсук лечил свой нос.

— Как повели себя другие жители леса, когда барсук взвизгнул от боли?

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

IX. Подведение итогов урока

— Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

— Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

— Какова основная мысль рассказа?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации или принести фотографии, подходящие к произведению. Подготовить рассказ от имени мальчика.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна