Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Поэзия Александра Блока
Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость и заинтересованное отношение к поэтическому слову; учить пониманию подтекста; развивать воссоздающее воображение, речь.
Оборудование: отдельные издания детских книг «Стихи для детей» А. Блока, Второй концерт Рахманинова, предисловие Н. Крыщук — напечатанное, плакат со стихотворением «Фейерверк».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам.
— На какие две большие группы можно разделить все литературные произведения? (Проза, поэзия.)
— Что такое проза? (Это литературное, нестихотворное произведение.)
— Назовите изученные литературные жанры? (Рассказ, повесть, роман, сказка…)
— Что такое поэзия? (Это стихотворное произведение.)
— Как называется тема, над которой мы с вами работали? («Родные поэты».)
— С произведениями каких поэтов вы уже познакомились?
Учитель открывает левую часть доски, где написаны слова: поэзия, Пушкин, Есенин, Блок, Гайдар, Толстой, Плещеев, Майков.
— Прочитайте слова, написанные на доске. Какие вопросы у вас возникли?
Учащиеся должны спросить о том, почему среди фамилий есть фамилия Гайдара. После необходимых объяснений учитель убирает эту фамилию из списка.
— Может ли в этой группе слов находиться фамилия Толстой? (Да, если это А. К. Толстой.)
III. Проверка домашнего задания.
— Какое произведение А. К. Толстого вы читали дома? («Вот уж снег последний в поле тает».)
— Какова тема этого произведения? (О весне, о любви.)
— Какие приемы выразительной речи вы знаете?
На доске: Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.
— Найдите в стихотворении прием олицетворения. (Пар восходит, зовут журавли, лес одетый.)
— Метафоры? (Весна дыханием согрета.)
— Прочитайте последние 2 строчки стихотворения, постарайтесь голосом передать настроение.
— Какие еще произведения о весне вы читали? (Плещеев «Весна», «Уже тает снег».)
— Можно это стихотворение назвать легким, игривым? (Нет.)
— А стихотворение Майкова? (Да.)
— Каких двух героев представил нам Майков? (Зиму и весну.)
— Расскажите о зиме, используя строчки произведения.
Подобрав свой саван белый
Поползла в овраг, в кусты.
(Зима седая, старой спорить ли, тщедушной.)
— А весна какая? Назовите эпитеты. (…Царица, у нее не лук, не стрелы, улыбнулась лишь.)
— Мы вспоминали сейчас стихи на какую тему? (Времена года, пейзажные зарисовки.)
— Прочитайте те строки, которые вам ближе по настроению, по отношению к миру.
Можно вспомнить стихи об осени, зиме.
IV. Постановка целей и задач урока.
— Произведения какого поэта мы еще не читали? (А. Блока.)
Сегодня на уроке мы будем читать стихи А. Блока, одного из искренних певцов России.
V. Работа над новым материалом.
1. Знакомство с книгой «Стихи для детей».
— Перед уроком вы рассмотрели выставку книг. Что общего в книгах вы встретили? (Это авторская выставка.)
— Мы будем работать по всем 4 изданиям.
— Посмотрите на обложку. Расскажите, что на ней изображено. (Голубое небо, деревья, птицы.)
— Нам приятно на все это смотреть? (Да.)
— Это книга лирических стихов.
Лирика — это вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.
2. Знакомство со статьей Н. Крыщука об Александре Блоке.
«Стихи, которые вы сейчас будете читать, написал русский поэт Александр Александрович Блок.
Блок родился более ста лет назад. В пять лет он написал свое первое стихотворение и опубликовал его в журнале, который сделал в подарок своей маме. Потом таких журнальчиков было много.
Один из журналов Саша назвал «Корабль», потому что очень любил корабли и мечтал стать моряком. Он даже часто рисовал корабли. Моряком Блок не стал, но любовь к морю сохранилась у него навсегда. Вид корабля всегда вызывал в нем волнение. И в этой книжке вы найдете стихи о кораблях. Блок писал о них, конечно, не как моряк, а как поэт. Для Блока корабль — это мечта о необыкновенном. А мечта может быть и радостной, как встреча, и грустной, как прощание.
Грустя и плача и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
У ног твоих,
И каждый стих
Бежит, плетет живую связь.
Своих не зная берегов…
Через несколько лет вы многое узнаете о Блоке, прочтете его книги и, наверняка, полюбите его. Но уже теперь вы можете прикоснуться к поэзии Блока, стоит только открыть книжку».
Николай Крыщук
— Что узнали о Блоке? Что заинтересовало?
3. Знакомство с произведением «Грустя и плача и смеясь».
Один ученик читает наизусть.
— Какие слова вас заинтересовали? Вызвали чувства?
Поэзию не просто читают, а читают вслух и слушают!
Читать будем со вкусом!
— Мы услышали особое сочетание звуков. («Звенят ручьи моих стихов», «Стих «плетет живую связь».)
— О чем это стихотворение? (О поэзии, может быть, о любимой женщине, которой он посвятил свои стихи.)
Всего два предложения! А сколько красоты.
— Попробуем прочитать с наслаждением.
Соблюдая паузы, читают 2 человека.
1) Чтение предисловия к книге стихов.
2) Рассматривание книги.
— Найдем стихотворение о грозе.
VI. Работа по произведению «Гроза прошла…».
1. Знакомство со стихотворением «Гроза прошла…».
— Предположите по первым словам и иллюстрации, о чем будет стихотворение? (Тема: «После грозы».)
— Подберите синоним к слову прошла. (Закончилась.)
— Какой прием использовал Блок? (Олицетворение.)
— Я разрешаю вам тихо прочитать стихотворение и рассказать, какие картины вы представили.
— Сколько картин представили? (Три картины: ветка белых роз — 2 строки, трава в каплях дождя — 1 строка, даль — 1 строка.)
— Проведем словесное рисование первой картины.
— Почему ветка вдруг задышала? Ветка дышит — олицетворение.
— Как необычно поэт написал о траве?
— Трава полна слез — метафора, прозрачных слез — эпитет.
— Что значит еще полна?
— В стихотворении есть грохочущая строка. Что нам позволяет услышать этот грохот? (Гром, гремит, раскатом.)
Раскат (по толковому словарю) — прерывистые, громкие звуки, длительный прерывистый звук, грохот.
— Как нарисуем вдали? (Может быть, серое небо, сияние молнии.)
— Какое произведение о грозе мы читали на этой неделе? («Неохотно и несмело» Ф. Тютчева.)
— Как там сказано о траве? («Зеленеющие нивы зеленее под грозой»!)
— У Блока трава полна прозрачных слез.
— Как говорит о громе Ф. Тютчев?
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей!
Блок — «И гром вдали гремит раскатом» — даже действия грома мягче, мелодичнее.
Лирическое произведение дает нам возможность наслаждаться словом. Давайте составим речевую картинку этого произведения.
Гроза прошла, и ветка белых роз (протяжно)
В окно мне дышит ароматом. (Любуясь картиной.)
Еще трава полна прозрачных слез (сказочно),
И гром вдали гремит раскатом. (Твердо.)
VII. Творческая работа.
— Попробуем вместе дописать стихотворение «Фейерверк».
— Что такое фейерверк? (Салют. Оказывается, и во времена Блока были фейерверки.)
— Где вы видели это явление? (На праздниках.)
— Читаем стихотворение с доски и по цвету договариваем.
— Как красиво описал Блок фейерверк! Прочитайте и назовите, сколько красок использовал Блок для описания картины фейерверка? (5.)
— Найдите сравнения. (Свет — фонтаном, пучком, спиралью, шаром, волчком.)
— Как само построение стихотворения показывает нам явление фейерверка? (1-я строка — длинная, 2-я — короткая.) (Взлетает и лопается.)
Зачах — синоним слова потух.
— Вы сумели с первого раза представить все образы?
В поэзии так: прочитал 1-ю строчку — представил, не представил — перечитывай! И так до тех пор, пока в воображении не возникнет картина. Только тогда появляются чувства, и вы сможете прочитать стихотворение с выражением!
Тренировочное чтение.
— Кто лучше голосом передал настроение?
VIII. Итог урока.
— Поэзия — это ассоциация — связь между тем, что написано, и тем, что родилось в воображении автора.
Учитель. Надеюсь, что поэт, которого вы сегодня открыли, также войдет в круг вашего чтения.
Есть ответ в моих стихах тревожных.
Их тайный жар тебе поможет жить! —
сказал поэт.
Поэзия Блока помогает людям жить, любить и творить. Может быть, и вам в жизни она поможет.
Домашнее задание.
Подготовьте рассказ о своем любимом поэте.