Урок литературного чтения, 3 класс. Поэзия Блока

Поделиться:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Поэзия Александра Блока

Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость и заинтересованное отношение к поэтическому слову; учить пониманию подтекста; развивать воссоздающее воображение, речь.

Оборудование: отдельные издания детских книг «Стихи для детей» А. Блока, Второй концерт Рахманинова, предисловие Н. Крыщук — напечатанное, плакат со стихотворением «Фейерверк».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам.

— На какие две большие группы можно разделить все литературные произведения? (Проза, поэзия.)

— Что такое проза? (Это литературное, нестихотворное произведение.)

— Назовите изученные литературные жанры? (Рассказ, повесть, роман, сказка…)

— Что такое поэзия? (Это стихотворное произведение.)

— Как называется тема, над которой мы с вами работали? («Родные поэты».)

— С произведениями каких поэтов вы уже познакомились?

Учитель открывает левую часть доски, где написаны слова: поэзия, Пушкин, Есенин, Блок, Гайдар, Толстой, Плещеев, Майков.

— Прочитайте слова, написанные на доске. Какие вопросы у вас возникли?

Учащиеся должны спросить о том, почему среди фамилий есть фамилия Гайдара. После необходимых объяснений учитель убирает эту фамилию из списка.

— Может ли в этой группе слов находиться фамилия Толстой? (Да, если это А. К. Толстой.)

III. Проверка домашнего задания.

— Какое произведение А. К. Толстого вы читали дома? («Вот уж снег последний в поле тает».)

— Какова тема этого произведения? (О весне, о любви.)

— Какие приемы выразительной речи вы знаете?

На доске: Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

— Найдите в стихотворении прием олицетворения. (Пар восходит, зовут журавли, лес одетый.)

— Метафоры? (Весна дыханием согрета.)

— Прочитайте последние 2 строчки стихотворения, постарайтесь голосом передать настроение.

— Какие еще произведения о весне вы читали? (Плещеев «Весна», «Уже тает снег».)

— Можно это стихотворение назвать легким, игривым? (Нет.)

— А стихотворение Майкова? (Да.)

— Каких двух героев представил нам Майков? (Зиму и весну.)

— Расскажите о зиме, используя строчки произведения.

Подобрав свой саван белый

Поползла в овраг, в кусты.

(Зима седая, старой спорить ли, тщедушной.)

— А весна какая? Назовите эпитеты. (…Царица, у нее не лук, не стрелы, улыбнулась лишь.)

— Мы вспоминали сейчас стихи на какую тему? (Времена года, пейзажные зарисовки.)

— Прочитайте те строки, которые вам ближе по настроению, по отношению к миру.

Можно вспомнить стихи об осени, зиме.

IV. Постановка целей и задач урока.

— Произведения какого поэта мы еще не читали? (А. Блока.)

Сегодня на уроке мы будем читать стихи А. Блока, одного из искренних певцов России.

V. Работа над новым материалом.

1. Знакомство с книгой «Стихи для детей».

— Перед уроком вы рассмотрели выставку книг. Что общего в книгах вы встретили? (Это авторская выставка.)

— Мы будем работать по всем 4 изданиям.

— Посмотрите на обложку. Расскажите, что на ней изображено. (Голубое небо, деревья, птицы.)

— Нам приятно на все это смотреть? (Да.)

— Это книга лирических стихов.

Лирика — это вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

2. Знакомство со статьей Н. Крыщука об Александре Блоке.

«Стихи, которые вы сейчас будете читать, написал русский поэт Александр Александрович Блок.

Блок родился более ста лет назад. В пять лет он написал свое первое стихотворение и опубликовал его в журнале, который сделал в подарок своей маме. Потом таких журнальчиков было много.

Один из журналов Саша назвал «Корабль», потому что очень любил корабли и мечтал стать моряком. Он даже часто рисовал корабли. Моряком Блок не стал, но любовь к морю сохранилась у него навсегда. Вид корабля всегда вызывал в нем волнение. И в этой книжке вы найдете стихи о кораблях. Блок писал о них, конечно, не как моряк, а как поэт. Для Блока корабль — это мечта о необыкновенном. А мечта может быть и радостной, как встреча, и грустной, как прощание.

Грустя и плача и смеясь,

Звенят ручьи моих стихов

У ног твоих,

И каждый стих

Бежит, плетет живую связь.

Своих не зная берегов…

Через несколько лет вы многое узнаете о Блоке, прочтете его книги и, наверняка, полюбите его. Но уже теперь вы можете прикоснуться к поэзии Блока, стоит только открыть книжку».

Николай Крыщук

— Что узнали о Блоке? Что заинтересовало?

3. Знакомство с произведением «Грустя и плача и смеясь».

Один ученик читает наизусть.

— Какие слова вас заинтересовали? Вызвали чувства?

Поэзию не просто читают, а читают вслух и слушают!

Читать будем со вкусом!

— Мы услышали особое сочетание звуков. («Звенят ручьи моих стихов», «Стих «плетет живую связь».)

— О чем это стихотворение? (О поэзии, может быть, о любимой женщине, которой он посвятил свои стихи.)

Всего два предложения! А сколько красоты.

— Попробуем прочитать с наслаждением.

Соблюдая паузы, читают 2 человека.

1) Чтение предисловия к книге стихов.

2) Рассматривание книги.

— Найдем стихотворение о грозе.

VI. Работа по произведению «Гроза прошла…».

1. Знакомство со стихотворением «Гроза прошла…».

— Предположите по первым словам и иллюстрации, о чем будет стихотворение? (Тема: «После грозы».)

— Подберите синоним к слову прошла. (Закончилась.)

— Какой прием использовал Блок? (Олицетворение.)

— Я разрешаю вам тихо прочитать стихотворение и рассказать, какие картины вы представили.

— Сколько картин представили? (Три картины: ветка белых роз — 2 строки, трава в каплях дождя — 1 строка, даль — 1 строка.)

— Проведем словесное рисование первой картины.

— Почему ветка вдруг задышала? Ветка дышит — олицетворение.

— Как необычно поэт написал о траве?

— Трава полна слез — метафора, прозрачных слез — эпитет.

— Что значит еще полна?

— В стихотворении есть грохочущая строка. Что нам позволяет услышать этот грохот? (Гром, гремит, раскатом.)

Раскат (по толковому словарю) — прерывистые, громкие звуки, длительный прерывистый звук, грохот.

— Как нарисуем вдали? (Может быть, серое небо, сияние молнии.)

— Какое произведение о грозе мы читали на этой неделе? («Неохотно и несмело» Ф. Тютчева.)

— Как там сказано о траве? («Зеленеющие нивы зеленее под грозой»!)

— У Блока трава полна прозрачных слез.

— Как говорит о громе Ф. Тютчев?

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей!

Блок — «И гром вдали гремит раскатом» — даже действия грома мягче, мелодичнее.

Лирическое произведение дает нам возможность наслаждаться словом. Давайте составим речевую картинку этого произведения.

Гроза прошла, и ветка белых роз (протяжно)

В окно мне дышит ароматом. (Любуясь картиной.)

Еще трава полна прозрачных слез (сказочно),

И гром вдали гремит раскатом. (Твердо.)

VII. Творческая работа.

— Попробуем вместе дописать стихотворение «Фейерверк».

— Что такое фейерверк? (Салют. Оказывается, и во времена Блока были фейерверки.)

— Где вы видели это явление? (На праздниках.)

— Читаем стихотворение с доски и по цвету договариваем.

— Как красиво описал Блок фейерверк! Прочитайте и назовите, сколько красок использовал Блок для описания картины фейерверка? (5.)

— Найдите сравнения. (Свет — фонтаном, пучком, спиралью, шаром, волчком.)

— Как само построение стихотворения показывает нам явление фейерверка? (1-я строка — длинная, 2-я — короткая.) (Взлетает и лопается.)

Зачах — синоним слова потух.

— Вы сумели с первого раза представить все образы?

В поэзии так: прочитал 1-ю строчку — представил, не представил — перечитывай! И так до тех пор, пока в воображении не возникнет картина. Только тогда появляются чувства, и вы сможете прочитать стихотворение с выражением!

Тренировочное чтение.

— Кто лучше голосом передал настроение?

VIII. Итог урока.

— Поэзия — это ассоциация — связь между тем, что написано, и тем, что родилось в воображении автора.

Учитель. Надеюсь, что поэт, которого вы сегодня открыли, также войдет в круг вашего чтения.

Есть ответ в моих стихах тревожных.

Их тайный жар тебе поможет жить! —

сказал поэт.

Поэзия Блока помогает людям жить, любить и творить. Может быть, и вам в жизни она поможет.

Домашнее задание.

Подготовьте рассказ о своем любимом поэте.