Конспект урока литературного чтения «М. Пришвин «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М. Пришвина; учить определять средства художественной выразительности, анализировать произведение фотографического искусства, выделять объекты фотографии, определять настроение; сравнивать художественные произведения и фотографии; работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с кроссвордом, магнитная азбука, выставка фотографий и иллюстраций на тему «Осень».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение стихотворения Н. Некрасова наизусть.)
III. Актуализация знаний
— Сегодня я хочу предложить вам разгадать кроссворд.
1. Кто осенью спать ложится, а весной встаёт
2. По… (нему) и рана. (Пословица.) (Множественное число.) (Звери.)
3. Дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, а также черные терпкого вкуса ягоды этого дерева. (Черемуха.)
4. Крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью. (Барс.)
5. Когда я черен —
Я сердит и проворен,
А лишь покраснею,
Так и присмирею. (Множественное число.) (Раки.)
6. Стелющийся болотный кустарничек семейства брусничных с красными кислыми ягодами, а также его ягоды. (Клюква.)
7. Без… (нее) разум туп. (Пословица.) (Памяти.)
8. Она всех кормит, поит, носит. (Река.)
9. Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин.)
10. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Детеныш.)
(Лягушонок.)
11. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)
12. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Множественное число.)
(Лоси.)
13. В синей чашке алый мяч,
Он и светел, и горяч. (Солнце.)
— Прочитайте, что получилось в выделенных клеточках. (Михаил Пришвин.)
— Как вы думаете, по какому принципу я составляла кроссворд? (Это все названия рассказов.)
— Да, это названия рассказов, но некоторые из них нужно уточнить.
— Под номером 7, память чья? (Беличья.)
— Под номером 13, узнайте сказку-быль по слову солнце. («Кладовая солнца».)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества автора
— Что вы знаете об этом писателе?
(Учитель включает музыку, рассказывают ученики или сам учитель.)
Идет человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжелые снеговые шапки. Но елки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А березки «прекрасно белые» согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.
Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так и идет этот человек, и освобождает одно дерево за другим. Это ходит со своей волшебной палкой писатель-натуралист Михаил Михайлович Пришвин.
(Учитель показывает портрет и вывешивает его на доску, записывает годы жизни: 1873—1954.)
Родился он в Орловской губернии, в купеческой семье, в Усадьбе, доставшейся по наследству его отцу, там он провел Детство, часто возвращался туда в течение жизни. Там рождаются его первые художественные книги: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный араб». Они исполнены поэзии и любви к природе и помогают читателю глубже узнать ее. Рассказы Пришвина о природе получают широкое признание, они входят в нашу классику как образцы народного сказа и языка. Издаются сборники избранных произведений писателя и собрания его сочинений. Каждый год, от весенней капели до глубокой осени, он живет и работает среди лесов и полей, пишет там свои рассказы, романы и делает ежедневные короткие записи о природе. Записи эти часто похожи на стихотворения в прозе — так образны они и ритмичны. Вы прочтете их в книгах «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», в книгах для детей «Золотой луг» и «Моим молодым друзьям».
2. Работа над произведением
(Текст М. Пришвина «Осинкам холодно» на с. 146 учебника читают хорошо читающие ученики и учитель. Далее работа по вопросам и заданиям на с. 146 учебника.)
3. Работа с выставкой фотографий и иллюстраций
— Вы принесли на урок фотографии и иллюстрации на тему «Осень». Сделайте из них выставку.
— Какие подписи к ним вы бы сделали?
— На какие группы можно разделить экспонаты выставки?
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.)
Домашнее задание
Составить рассказ о том, как вы были в лесу летом.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна