Конспект урока литературного чтения «И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цель: познакомить с картиной И. Шишкина «Зимой в лесу».
Планируемые результаты: предметные: эмоционально откликаться на произведение живописи; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, дальнейшая корректировка); личностные: находить необходимую информацию в произведении живописи (тема, основная мысль, композиция).
Оборудование: выставка книг с поэтическими сборниками, репродукция картины И. Шишкина «Зимой в лесу», карточки с текстом речевой разминки и заданиями, цветок гвоздики, ваза с водой, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Упражнение 1. «Паровоз»
Встали, представили, что мы паровозики. Вздохнули, на выдохе произносим: чух-чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
— Садитесь.
Упражнение 2.
Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики.
(Учитель вынимает цветок, ставит его в заранее приготовленную вазу с водой.)
— Вам захотелось его показать кому-то? Как вы позовете друзей или маму, с какой интонацией? (Радостно.)
— Прочитайте об этом стихотворение.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек.
Е. Серова
— Каким тоном мы будем читать это стихотворение? (Радостным, восторженным.)
Верно. Но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
— Каким тоном будем читать первую строчку? (Тоном приглашения, с чувством радости.)
— Каким тоном прочитаем вторую строчку? (Радостно-вопросительным тоном.)
— А третью и четвертую строчки? (С чувством восхищения.)
— Прочитаем выразительно.
(Учащиеся читают сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)
III. Актуализация знаний
— Рассмотрите выставку сборников, которые вы принесли на урок. Что их объединяет? (Это сборники стихов.)
— Сегодня мы открываем новую страницу учебника. Вспомните, как называется новый раздел. («Картины русской природы».)
— Что это значит? Как вы поняли название раздела?
— Откройте учебники на с. 143. Как вы думаете, какая будет тема урока? Чему мы будем учиться? На какие вопросы вам хотелось бы найти ответ?
IV. Работа по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества И. Шишкина
— Что вы знаете об этом художнике?
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) родился в Елабуге — небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Его очень сильно привлекал лес, Шишкин мог подолгу гулять по лесу, в его окрестностях, изучая его особенности. С 1852 г. Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Сразу же он попадает на выставку кавказских горных видов Л.Ф. Лагорио и марин И.К. Айвазовского, среди которых был и прославленный «Девятый вал». Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу. Шишкин окончил учебу в 1860 г. с высшей наградой — Большой золотой медалью и стал широко известен своими пейзажными полотнами.
2. Работа с репродукцией
— Внимательно рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Зимой в лесу». Опишите ее по плану.
План
1. Каков жанр произведения (портрет, пейзаж, натюрморт)?
2. Какое время года изображено на картине?
3. Что изображено на ней?
4. Какими красками воспользовался художник, чтобы передать образ зимы?
5. Какие краски преобладают на картине? Почему?
6. О чем хотел рассказать нам художник?
7. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
На картине, созданной в 1877 г., изображен типичный образ зимней русской природы. Проведя детство и юность в диких лесах Вятской губернии, Иван Шишкин запечатлел их величественный и монументальный строй во многих произведениях. Этот опыт позволял ему угадывать и тщательно выписывать характер каждого дерева.
В работе использован типичный для Шишкина прием — срез рамой верхушек деревьев — для усиления впечатления огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Художник изобразил ясный день, залитый ярким солнечным светом снег, синее небо и тропинку, уводящую в лесную зимнюю чащу, вызывающую у зрителя некоторый трепет, как если бы он на самом деле оказался один в лесной глуши — среди звонкой тишины. Этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный разнообразных подробностей, он рассчитан на долгое внимательное рассматривание.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Выполнение заданий в «Творческой тетради».)
— Вы послушали ответы своих товарищей. Запишите их в «Творческую тетрадь» на с. 39. Добавьте описание своего отношения к картине.
— Прочитайте, что вы написали.
— Как вы думаете, можно ли дать картине другое название? Какое?
— Когда вы смотрите на эту картину, какие прозаические или лирические произведения вам вспоминаются? Прочитайте их.
(Проводится конкурс чтецов.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел учебника мы начали изучать?
— Чему сегодня учились?
— Какие картины о природе вам известны?
Домашнее задание
Читать произведения о природе. Узнать, какие картины написал И. Шишкин.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна