Конспект урока литературного чтения «Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения; знать и перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимать главную мысль произведения, находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, осуществлять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом (осмысление структурных особенностей; характеристика героев произведения; понимание главной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте способом «птичий базар».
Тайна
Я тебе открою тайну,
Никому не говори…
Если рано ты проснешься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдешь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнешь большой колодец,
Обойдешь засохший пруд…
Там, у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!
И. Пивоварова
— Прочитайте медленно, затем с ускорением (начиная быстро, затем замедляя темп чтения; быстро, скороговоркой; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
(Чтение басни И.А. Крылова наизусть.)
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Мы изучали творчество И.А. Крылова. Сегодня у нас новая тема.
— Прочитайте запись на доске.
Чтоб поверить в добро, надо начать делать его.
— Если вы правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей сказал то, что вы сейчас читали. (Лев Николаевич Толстой.)
5 | А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | Ж | 3 | И | Й | К | Л |
3 | М | Н | О | П | Р | С |
2 | Т | У | Ф | X | П | Ч |
1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6, 4; 6, 5; 3, 5.
2, 3; 3, 4; 5, 4; 3, 3; 6, 4; 1,5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2.
1, 2; 3, 3; 6, 4; 6, 3; 1, 2; 3, 3; 4, 4.
— Итак, сегодня и следующие несколько уроков мы посвятим Льву Николаевичу Толстому.
— Что мы знаем об этом писателе? Какие произведения читали?
— Определите цели и задачи уроков, посвященных этому писателю.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 50—51. Вглядитесь в фотографии писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут рассказать о многом. Послушайте рассказ о нем.
(Рассказывает учитель или заранее подготовленные ученики.)
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) принадлежал к древнему дворянскому роду. Его предок, П.А. Толстой, был сподвижником Петра I. Лев Николаевич находился в родстве с А.С. Пушкиным: прабабка великого поэта и прабабка матери Л.Н. Толстого были сестрами.
Лев Николаевич рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в Казанский университет, один из лучших университетов того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.
В 1851 г. Толстой поступил на военную службу и уехал на Кавказ. Там он хотел испытать себя, проверить, храбрый ли он человек.
Во время Крымской войны, в 1855 г., Толстой командовал батареей в Севастополе, осажденном вражескими войсками. В окопах, под пулями он написал «Севастопольские рассказы», которые принесли ему широкую известность. Как и в кавказских рассказах «Набег» и «Рубка леса», война была показана жестокой и кровавой. Толстой в течение 11 месяцев осады города был для многих примером мужества и бесстрашия.
После окончания войны Толстой подал в отставку и решил посвятить свою жизнь литературе. Поселившись в усадьбе Ясная Поляна под Тулой, он отпускает крестьян на волю, защищает их интересы в суде, организует школу для крестьянских детей. Для них были написаны сказки и истории, среди них «Три медведя», «Филиппок», «Кавказский пленник», «Муравей и голубка». Сам Толстой преподавал историю в Яснополянской школе.
В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. Власти запрещали печатать некоторые его произведения, закрыли школу в Ясной Поляне.
Толстой жил скромно, старался обслуживать себя сам, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником. Собрание его сочинений составляет 90 томов.
10 ноября 1910 г. ушел тайно из дому, тяготясь бытом помещичьей усадьбы, по дороге простудился и умер на станции Астапово.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Учитель и хорошо читающие ученики читают текст Л. Воронковой на с. 50-51 учебника.)
— Что интересного вы узнали о Льве Николаевиче?
— Задайте одноклассникам вопросы по тексту.
— Допишите предложения о Льве Николаевиче Толстом.
• Он был… (графом).
• Родился и похоронен в… (Ясной Поляне).
‘ Полное собрание сочинений составляет… (90) томов.
• В Ясной Поляне он открыл… (школу) для… (детей), написал… (учебник) для них и сам… (учил) их.
— Вы узнаете еще много нового и интересного об этом писателе. Прочитайте высказывание профессора Самоварова на с. 51 учебника.
— Что вы из него узнали?
Когда Льву Толстому было 5 лет, его брат Николенька придумал игру в «муравейных братьев» и историю о чудесной зеленой палочке. Николай объявил, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откройся, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями…
Слово «муравейные» особенно всем нравилось, напоминая муравьев в кочке. Братья Льва Николаевича были тогда еще совсем маленькими: Митеньке — 6, Сереже — 7 лет. Игра состояла в том, что все они залезали под стулья, загораживая их ящиками, завешивая платками, и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к дружке. Таким образом, муравейное братство было открыто, а тайна записана на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого заказа.
— Есть ли у вас какие-то яркие моменты из вашего детства? Расскажите о них.
— Вспомните, о чем шла речь в стихотворении для речевой разминки. Почему я сегодня выбрала для нее текст с таким названием?
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?
— Что узнали о творчестве Л.Н. Толстого?
Домашнее задание
Перечитать рассказ о Л.Н. Толстом, подготовить сообщение о писателе. (Можно подготовить презентацию.)
Автор: Кутявина Светлана Владимировна