Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с новым разделом; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, оперировать понятиями литературная сказка, сказка в стихах, построение сказки, герои сказки, нравственный потенциал литературной сказки, басня, структура басни, мораль, герои басни, иносказание, лирическое произведение, стихотворение, настроение, картина природы, звукопись, средства художественной выразительности, иллюстрация, художник-иллюстратор, повествовательный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы Урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, Уважение к старшим, ценность человеческой жизни.
Оборудование: выставка книг по теме раздела, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение И. Сурикова, выделяя голосом последнее слово в каждой строчке.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
— Прочитайте стихи, выделяя голосом выделенные слова.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
— Какое чтение вам понравилось больше? Почему?
— Кто хочет прочитать свое любимое стихотворение наизусть? (Чтение стихов учащимися.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Рассмотрите выставку книг. Как бы вы назвали ее?
— Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 3—4
— Сегодня мы открываем вторую часть учебника. Рассмотрите условные обозначения. Что вы о них скажете? (Они такие же, как и были в первой части.)
— Прочитайте обращение авторов к вам.
(Текст на с. 3 читают хорошо читающие ученики.)
— О чем говорят вам авторы? Задайте вопросы по тексту.
— Расшифруйте, что написано на доске. (Великие русские писатели.)
ИКЕЛЕВИ ИКСРСУЕ ТАИПИЛЕС
— Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Великие русские писатели».
— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
— Чему будем учиться?
— Проверим наши предположения. Откройте учебники на с. 4.
— Прочитайте диалог Ани и Вани.
— Что вы из него узнали?
— Как бы вы ответили на вопрос Вани?
— Кого из писателей вы можете назвать великим?
— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.
— Уточните задачи уроков в этом разделе. На какие вопросы вам хочется получить ответы?
— Какие понятия мы должны изучить?
— Какие из них вам известны?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Викторина
— Послушайте загадочную стихотворную историю, составленную из фрагментов литературных произведений известных авторов. Вспомните, кого испугались персонажи стихотворений.
— Мама! — крикнул китобой, —
Отскочив от пушки.
Что же это?.. Хвост трубой…
Ушки на макушке… (Кота. Б. Заходер «Кит и Кот».)
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа. (Таракана. К. Чуковский «Тараканище».)
Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.
А на елке, как игрушки,
Разместились две старушки. (Тигра. Э. Успенский «Тигр вышел погулять».)
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат. (Волка. А. Барто «Дело было в январе».)
Кто, дрожа от страха, спрятался в чулане,
Кто в собачьей будке, кто на чердаке…
Папа схоронился в старом чемодане,
Дядя под диваном, тетя в сундуке. (Зверей. К. Чуковский «Крокодил».)
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок-скок-скок-скок!
За кусток, под мосток и молчок! (Паука. К. Чуковский «Муха-цокотуха».)
Он вбегает в трамвай,
Все кричат: — Ай-ай-ай! —
И бегом, кувырком, по домам, по углам:
— Помогите! Спасите! Помилуйте! (Крокодила. К. Чуковский «Крокодил».)
Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями! (Бармалея. К. Чуковский «Бармалей».)
И, схвативши свой мешок,
Хлещет вдоль и поперек.
Ярким пламенем сверкая,
Встрепенулася вся стая,
Кругом огненным свилась
И за тучи понеслась. (Иванушку-дурачка. П. Ершов «Конек-Горбунок».)
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду.
А она за мною мчится
И кусает, как волчица. (Мочалку. К. Чуковский «Мойдодыр».)
Клюв у этой птицы острый,
Встрепанные перья.
— Где же мама? Где же сестры?
Ну, пропал теперь я! (Воробья. А. Барто «Страшная птица».)
— У Корнея Чуковского есть произведение «Путаница». Все вы его читали. А вам я предлагаю разгадать другую «Путаницу».
Пингвины — жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине,
Верблюды плавают на льдине,
Медведи водят груз в машине.
Неспешно ходит черепаха,
Колючий лев в траве таится.
Могучий еж не знает страха,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада…
Переставьте все, как надо!
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел учебника мы начали изучать?
— Какие произведения в нем мы будем читать?
— Что нового хотелось бы узнать?
Домашнее задание
Принести поэтические сборники, стихи из которых нравятся. Принести сборники произведений А.С. Пушкина.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна