Урок литературного чтения, 3 класс. Введение в содержание раздела «Великие русские писатели»

Поделиться:

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с новым разделом; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, оперировать понятиями литературная сказка, сказка в стихах, построение сказки, герои сказки, нравственный потенциал литературной сказки, басня, структура басни, мораль, герои басни, иносказание, лирическое произведение, стихотворение, настроение, картина природы, звукопись, средства художественной выразительности, иллюстрация, художник-иллюстратор, повествовательный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы Урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, Уважение к старшим, ценность человеческой жизни.

Оборудование: выставка книг по теме раздела, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение И. Сурикова, выделяя голосом последнее слово в каждой строчке.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

— Прочитайте стихи, выделяя голосом выделенные слова.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

— Какое чтение вам понравилось больше? Почему?

— Кто хочет прочитать свое любимое стихотворение наизусть? (Чтение стихов учащимися.)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Рассмотрите выставку книг. Как бы вы назвали ее?

— Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С. 3—4

— Сегодня мы открываем вторую часть учебника. Рассмотрите условные обозначения. Что вы о них скажете? (Они такие же, как и были в первой части.)

— Прочитайте обращение авторов к вам.

(Текст на с. 3 читают хорошо читающие ученики.)

— О чем говорят вам авторы? Задайте вопросы по тексту.

— Расшифруйте, что написано на доске. (Великие русские писатели.)

ИКЕЛЕВИ   ИКСРСУЕ   ТАИПИЛЕС

— Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Великие русские писатели».

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

— Чему будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебники на с. 4.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы из него узнали?

— Как бы вы ответили на вопрос Вани?

— Кого из писателей вы можете назвать великим?

— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.

— Уточните задачи уроков в этом разделе. На какие вопросы вам хочется получить ответы?

— Какие понятия мы должны изучить?

— Какие из них вам известны?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Викторина

— Послушайте загадочную стихотворную историю, составленную из фрагментов литературных произведений известных авторов. Вспомните, кого испугались персонажи стихотворений.

— Мама! — крикнул китобой, —

Отскочив от пушки.

Что же это?.. Хвост трубой…

Ушки на макушке… (Кота. Б. Заходер «Кит и Кот».)

 

Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа. (Таракана. К. Чуковский «Тараканище».)

 

Кто на дерево забрался,

Кто укрылся за ларек,

Кто на крыше оказался,

Кто забился в водосток.

А на елке, как игрушки,

Разместились две старушки. (Тигра. Э. Успенский «Тигр вышел погулять».)

 

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на елке и молчат. (Волка. А. Барто «Дело было в январе».)

 

Кто, дрожа от страха, спрятался в чулане,

Кто в собачьей будке, кто на чердаке…

Папа схоронился в старом чемодане,

Дядя под диваном, тетя в сундуке. (Зверей. К. Чуковский «Крокодил».)

 

А кузнечик, а кузнечик,

Ну совсем как человечек,

Скок-скок-скок-скок!

За кусток, под мосток и молчок! (Паука. К. Чуковский «Муха-цокотуха».)

 

Он вбегает в трамвай,

Все кричат: — Ай-ай-ай! —

И бегом, кувырком, по домам, по углам:

— Помогите! Спасите! Помилуйте! (Крокодила. К. Чуковский «Крокодил».)

 

Милый, милый людоед,

Смилуйся над нами,

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями! (Бармалея. К. Чуковский «Бармалей».)

 

И, схвативши свой мешок,

Хлещет вдоль и поперек.

Ярким пламенем сверкая,

Встрепенулася вся стая,

Кругом огненным свилась

И за тучи понеслась. (Иванушку-дурачка. П. Ершов «Конек-Горбунок».)

 

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду.

А она за мною мчится

И кусает, как волчица. (Мочалку. К. Чуковский «Мойдодыр».)

 

Клюв у этой птицы острый,

Встрепанные перья.

— Где же мама? Где же сестры?

Ну, пропал теперь я! (Воробья. А. Барто «Страшная птица».)

— У Корнея Чуковского есть произведение «Путаница». Все вы его читали. А вам я предлагаю разгадать другую «Путаницу».

Пингвины — жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине,

Верблюды плавают на льдине,

Медведи водят груз в машине.

Неспешно ходит черепаха,

Колючий лев в траве таится.

Могучий еж не знает страха,

За ним охотится лисица.

Нет ни склада тут, ни лада…

Переставьте все, как надо!

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— Какие произведения в нем мы будем читать?

— Что нового хотелось бы узнать?

Домашнее задание

Принести поэтические сборники, стихи из которых нравятся. Принести сборники произведений А.С. Пушкина.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна