Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема: Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством Д. Хармса и других поэтов; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование: выставка детских журналов; портрет и книги Д. Хармса; карточки с заданиями, стихами Д. Хармса.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Кастрюлькин командир
Не хуже, чем полковник
Командует полком,
Командует половник
Овсянкой с молоком.
Половник — самый главный
Кастрюлькин командир,
Он каждую тарелку
Добавкой наградил!
П. Синявский
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Как его нужно читать? Какое это стихотворение? Прочитайте медленно, выразительно.
III. Актуализация знаний. Введение в тему урока
— Что такое половник?
Половник — большая разливательная ложка.
— Кто, по мнению автора, оказался кастрюлькиным командиром?
— Умеете ли вы готовить?
— Что вам нравится готовить? Почему?
(Ученики рассказывают о своих кулинарных способностях.)
— Как вы думаете, почему мы затронули кулинарную тему?
(Предположения детей.)
IV. Работа по теме урока
1. Прогнозирование текста
— Прочитайте название стихотворения, которое мы будем сегодня читать (с. 175).
— Предположите: о чем оно?
2. Проблемный вопрос
— Что особенного в этом стихотворении? Что вы видите? (Неоконченные строчки.)
— Как вы считаете, почему авторы написали такое произведение?
(Предположения детей.)
— Хармс иногда писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт выражает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. Вам такие стихи интересны? Почему? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, какие слова мы должны подобрать? Как они называются? (Рифма, рифмующиеся слова.)
— Что такое рифма? (Созвучные слова в конце стихотворных строк.)
— Приведите примеры. (Ответы детей.)
3. Чтение стихотворения
— Прочитайте стихотворение, вставив недостающие слова. Сначала сделайте это самостоятельно.
— Сейчас поработайте в парах. Прочитайте друг другу, проверьте себя.
— Кто прочитает всем?
— Соотнесите название и содержание стихотворения. Как они согласуются?
— Что вызвало у вас улыбку?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
V. Физкультминутка
Поднимает руки класс — это раз,
Повернулась голова — это два,
Руки вниз, вперед смотри — это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать — это пять.
Всем ребятам тихо сесть — это шесть.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Биографы Д. Хармса
— Кто авторы этого стихотворения?
— Дома вы должны были найти материал о жизни Даниила Хармса. Расскажите, что вы узнали.
(Ответы детей.)
— Сейчас мы уточним информацию об этом поэте. Вы получите карточки. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (Работа проводится в парах.)
(Учитель раздает детям карточки с текстом — конечно, без
ответов.)
Даниил Хармс
Даниил Иванович родился в … (Петербурге). Когда Даня Ювачеп был маленьким, он любил слушать … (сказки) и отгадывать… (загадки). Будущий поэт свободно говорил и читал … (по-немецки) и … (по-английски). Свое первое шуточное стихотворение он подписал псевдонимом … (Чармс); это слово означает … («обаяние, прелесть»). Управдом не переставал удивляться тому, что жилец постоянно меняет … (таблички) на двери. Его друзьями были детские поэты и писатели: Самуил … (Маршак), Корней … (Чуковский), Борис… (Житков). Они вместе печатали интересные рассказы и стихи в детских журналах, которые назывались «…» и «…» («Чиж», «Еж»), Для этих журналов Даниил Хармс придумал таких героев, как Умная…(Маша), Иван… (Топорышкин), профессор … (Трубочкин).
(Проверка проводится так: несколько человек зачитывают свои варианты и сравнивают с исходным, который прочитан до проверки. Нужно отметить тех, кто заполнил карточки более точно. Выбирается лучший биограф.)
2. Чтение стихов Д. Хармса
— А теперь прочитаем выразительно веселые стихотворения Д. Хармса.
Иван Иваныч Самовар
Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведерный самовар.
В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъяренный кипяток;
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.
Утром рано подошел,
К самовару подошел,
Дядя Петя подошел.
Дядя Петя говорит:
«Дай-ка выпью, говорит,
Выпью чаю», говорит.
К самовару подошла.
Тетя Катя подошла,
Со стаканом подошла.
Тетя Катя говорит:
«Я, конечно, говорит,
Выпью тоже», говорит.
Вот и дедушка пришел,
Очень старенький пришел,
В туфлях дедушка пришел.
Он зевнул и говорит:
«Выпить разве, говорит,
Чаю разве», говорит.
Вот и бабушка пришла,
Очень старая пришла.
Даже с палочкой пришла.
И, подумав, говорит:
«Что ли, выпить, говорит,
Что ли, чаю», говорит.
Вдруг девчонка прибежала,
К самовару прибежала —
Это внучка прибежала.
«Наливайте! — говорит, —
Чашку чая, говорит,
Мне послаще», — говорит.
Тут и Жучка прибежала,
С кошкой Муркой прибежала,
К самовару прибежала,
Чтоб им дали с молоком,
Кипяточку с молоком,
С кипяченым молоком.
Вдруг Сережа приходил,
Всех он позже приходил.
Неумытый приходил.
«Подавайте! — говорит, —
Чашку чая, говорит,
Мне побольше», — говорит. –
Наклоняли, наклоняли,
Наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался
Только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар,
Будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило
Только кап, кап, кап.
Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!
Кипяточку не дает,
Опоздавшим не дает,
Лежебокам не дает.
Всё.
Из дома вышел человек
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.
Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— Стихотворения каких поэтов вы изучали на уроке?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения. По желанию: выучить понравившееся стихотворение.
Автор: Кутявина С. В.